Отрицание, криптовалюты, санкции: как вводили офшоры в Калининграде
«Никаких офшоров в Калининградской области не будет»
Впервые об офшорах в Калининграде заявил первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. Это произошло в сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме.
«Кстати, вот сейчас есть инициатива создать не офшорную зону в таком, знаете, смысле сокрытия информации, а в таком, как это действует, например, в Соединенных Штатах Америки — в Делавэре», — сказал тогда вице-премьер.
Александр Шендерюк-Жидков, занимавший на тот момент пост вице-премьера регионального правительства, сообщил, что к созданию офшора в регионе приступят не раньше 2019 года. Тогда же он назвал вероятным местом размещения регионального офшора остров Октябрьский. И отметил: региональные власти уже вносили инициативы, которые дали бы Калининградской области функции офшорной зоны.
«Правительство региона неоднократно предлагало ряд поправок, которые наделяли бы Калининградскую область статусом офшорной зоны», — говорил Шендерюк-Жидков.
Через несколько дней министр экономического развития РФ Максим Орешкин высказался в другом ключе: по его словам, речи о создании офшорной зоны в Калининграде быть не могло. «Слово «офшор» плохое. Я точно могу сказать, что никаких офшоров в Калининградской области не будет. Мы работаем над созданием такого режима, который будет благоприятен для компаний, в первую очередь для инновационных компаний», — подчеркнул Орешкин. И отдельно отметил, что новый режим должен позволить успешно развиваться российским предпринимателям.
В начале ноября 2017 года губернатор области Антон Алиханов рассказал о создании особого финансового режима в регионе, что пока эту работу стараются «не публичить» и не рассказывать деталей, «дабы не спугнуть». «Сначала разработаем проект, получим политическое добро и будем эту историю двигать», — пояснил глава региона.
Торги криптовалютами и помощь попавшим под санкции
Вновь идея создания офшоров в области была озвучена несколько месяцев спустя в январе 2018 года. По мнению замглавы Министерства финансов РФ Алексея Моисеева, в особых зонах, созданных в регионах страны, возможно организовать торговлю криптовалютами. «Мы полагаем, что надо в России этот обмен разрешить», — говорил Моисеев о криптовалютах.
В апреле 2018 года прозвучала мысль о том, что офшоры в регионе могут быть введены для помощи компаниям, попавшим под санкции США. «Если этот вопрос будет прорабатываться, конечно, готовы стать такой площадкой», — заявил губернатор Антон Алиханов. Как отметил тогда глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, на статус такого офшора могли претендовать Калининградская область и республика Крым.
«Калининградская область у нас долгое время была своего рода таможенной офшорной зоной, и если не всю область, то, по крайней мере, ту часть, которая примыкает к аэропорту Храброво, к Куршской косе, можно было бы превратить, если не в Гонконг, то в Каймановы острова», — делился размышлениями Александр Шохин.
Критика Минфина и Центробанка
С появлением законопроекта, в котором калининградский и дальневосточный вариант офшоров получил свою аббревиатуру — САР (специальный административный район). По мнению специалистов ведомства, у первых версий документа отсутствовали финансово-экономические обоснования.
В законопроекте учитывается создание федеральных органов исполнительной власти в офшорах, но ничего не говорится о создании специального подразделения Банка России по контролю и надзору за финансовыми организациями, подчеркивали экономисты.
Окончательное заявление о судьбе офшоров или САР сделал в мае этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, озвучивший существование проекта о наделении островов Октябрьский и Русский особым правовым статусом. Примерной датой начала действия нового режима назывался январь 2019 года. Позднее глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин скорректировал сроки, назвав вероятной датой запуска САР сентябрь—октябрь 2018 года.
Вскоре СМИ сообщили, что у российских офшоров появился первый крупный интересант — «Русал». Один из его главных акционеров Олег Дерипаска (контролирует 48,13% компании) был включен в санкционный список США в начале апреля 2018 года. Под санкции попал также и Виктор Вексельберг (вместе с партнерами он контролирует 26,5% «Русала»). Пока эта информация не была подтверждена официально.
С критикой законопроекта выступил и Центробанк. Регулятора смутила норма о том, что российские компании могут беспрепятственного выводить на свои зарубежные счета средства, полученные от иностранных компаний, зарегистрированных в специальных административных районах. В ЦБ РФ посчитали, что этот пункт не поможет в достижении главной цели нового закона — возврата российских капиталов из-за границы.
Изменения и ограничения
Пакет документов прошел первое чтение. К моменту второго обсуждения в Госдуме правительством страны были внесены изменения. Они ограничили круг лиц, которые смогут стать резидентами САР до иностранных юридических лиц. Предполагается, что это решение было принято, чтобы избежать риска массовой перерегистрации в офшорах компаний из других регионов России.
Кроме того, был установлен минимальный объем инвестиций для получения статуса резидента САР — 50 млн рублей за полгода. С этими поправками закон о специальных административных районах был принят в третьем чтении. Стать резидентами внутренних офшоров России смогут только компании, имеющие регистрацию за рубежом. Попасть в САР не смогут банки, некредитные финансовые организации, операторы платежных систем и другие поднадзорные Центробанку структуры.
Получившие регистрацию в таких офшорах компании будут получать статус международных. В административных районах будут действовать низкие налоговые ставки и смягченный контроль. При этом предполагается, что получить доступ к информации о бенефициарах резидентов территорий смогут только управляющая компания, контролирующие органы и суды.
Кроме того, компании в САР не подвержены валютному контролю, поскольку фирмы будут считаться международными и смогут без ограничения осуществлять валютные операции. Однако всем российским компаниям при заключении договоров или расчетов с таким бизнесом придется соблюдать правила валютного контроля. Также из пакета документов об офшорах исключили вопросы труда и занятости.
О том, как может измениться остров Октябрьский с началом действия режима САР и как новый режим, по мнению властей, повлияет на развитие экономики Калининграда и о области — в специальном материале РБК Калининград.