Росморпорт: международный терминал в Пионерском готов на 30%
Международный морской терминал по приему круизных судов в Пионерском, который должны были построить к 31 октября 2019 года, сейчас готов на 30%, полностью реконструирован Восточный молл. Об этом в ответе на запрос РБК Калининград сообщили в пресс-службе федеральной организации-заказчика объекта — ФГУП «Росморпорт».
Сейчас предприятие в очередной раз ищет подрядчика, который займется завершением порта. Планируется, что терминал построят к 1 апреля 2023 года.
История вопроса
1. Первым подрядчиком работ было самарское ООО «Больверк», которое приступило к строительству в феврале 2018 года. Стоимость контракта тогда составляла 7,4 млрд рублей. В августе 2019 года порт был построен на 28%, а исполнитель отставал от графика и откладывал работы, в том числе, из-за последствий январского шторма, который разрушил некоторые конструкции.
Заказчик несколько раз штрафовал «Больверк» из-за срыва сроков строительства. В ноябре 2019 года, когда с компанией из Самары расторгли контракт, общая сумма неустойки составляла более 172,5 млн рублей. Кроме того, Росморпорт потребовал от подрядчика пеню в размере 14 млн рублей. Претензии были оставлены без удовлетворения.
Назвать общую сумму штрафов федеральный заказчик в ответ на запрос редакции отказался. Также неизвестно, была ли выплачена неустойка.
2. В декабре того же года Следственный комитет России возбудил уголовное дело против ООО «Больверк» из-за хищения 1,6 млрд рублей при строительстве круизного терминала. По данным правоохранителей, компания направила часть денег на счета аффилированных организаций, а также в пользу фирм, уклоняющихся от уплаты налогов и замеченных в мошеннических операциях. Тогда по делу подозреваемыми проходили четыре сотрудника компании-подрядчика: экс-гендиректор и его бывший первый заместитель, а также генеральный директор и его заместитель, которые руководили предприятием на момент возбуждения уголовного дела.
Росморпорт сообщил в ответе, что «Больверку» выплатили аванс в размере 2 193,9 млн рублей. До расторжения контракта компания успела освоить 615,6 млн рублей. Неосвоенные 1 578,3 млн рублей вернули по банковской гарантии.
3. После возбуждения уголовного дела, федеральные власти заморозили стройку. В 2020 году Росморпорт провел новые торги на достройку объекта. Завершить объект за 5 млрд 985 млн рублей должно было московское «Интер РАО-Инжиниринг». Однако в январе 2021 года контракт был расторгнут по инициативе подрядчика из-за форс-мажора: персонал безотлагательно должен был быть привлечен к выполнению программы Правительства РФ по модернизации объектов тепловой теплоэнергетики.
По условиям договора, до 20 декабря 2022 подрядчик должен был выполнить все работы. Сообщалось, что генподрядчик к работам не приступал. Хотя, «Росморпорт» в конце декабря перечислил «Интер РАО-Инжиниринг» 723,6 млн рублей.
«Работы оплачиваются из федерального бюджета. Объем финансирования на 2020 год — 723,6 млн руб., 2021 год — 3,1 млрд руб., 2022 год — 2,16 млрд рублей», — сообщали тогда в федеральном агентстве морского и речного транспорта.
4. В июле и августе Росморпорт безуспешно несколько раз пытался найти нового подрядчика, но торги были признаны недействительными. На них либо никто не заявлялся, либо заявки были признаны недействительными.
В госпредприятии заверили, что стоимость объекта с начала строительства не менялась. В ответе на запрос редакции сказано, что проектно-сметная документация строительства терминала была разработана в 2016 году и корректировалась 2018 году по заказу ООО «Больверк».
«Информацией о стоимости данных работ ФГУП «Росморпорт» не располагает», — пояснили на предприятии.
Однако в июне 2020 года федеральный заказчик объявлял торги на корректировку проекта, которые выиграла «ГТ Север» из Северодвинска. Стоимость контракта в ходе торгов снизилась с 82 до 76 млн рублей.
5. После вынужденной остановки строительства, порт было решено законсервировать. На эти цели выделили около 0,5 млрд рублей. Сохранением объекта за 407 млн рублей занялось АО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. Предполагалось, что эта компания впоследствии станет генеральным подрядчиком строительства, но этого не случилось.
При этом «Стройтрансгаз» также отстал от сроков. Работы были начаты в конце февраля 2020 года и завершены в июне 2021 года. Задержку объясняли необходимостью дополнительных работ и неблагоприятной погодой, из-за чего было запрещено выполнять водолазные работы и использовать грузоподъемные механизмы.
6. Сильное отставание по срокам вызвало беспокойство на федеральном уровне. В апреле 2020 года президент России Владимир Путин поручил премьер-министру РФ Михаилу Мишустину взять на контроль развитие портовой инфраструктуры в Балтийском бассейне, в том числе, и достройку пассажирского терминала в Пионерском. В августе 2020 года вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин в ходе визита в Калининградскую область заявил, что порт в Пионерском — это единственный объект, ходом строительства которого он недоволен и что федеральные деньги были перераспределены на другие объекты.
В пресс-службе Росморпорта РБК Калининград пояснили, что финансирование объекта за счет федерального бюджета на данный момент восстановлено в полном объеме.
7. Помимо строительства самого терминала, Росморпорт планирует до октября 2022 года установить в поселке Заостровье Зеленоградского городского округа автоматический радиотехнический пост № 5 Системы управления движением судов. Торги объявлялись дважды, однако оба раза желающих не нашлось. Стартовая цена строительства составляла 124,59 млн руб. Информация о строительстве вызвала негативную реакцию местных жителей, которые посчитали, что ради этого вырубят лес на мысе Гвардейский. Однако Росморпорт опроверг информацию о планируемой массовой вырубке реликтового леса.