Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Критический уровень опасности. Глава металлокластера о ситуации в отрасли

Фото: Архив РБК Калининград
Фото: Архив РБК Калининград

После начала специальной военной операции России на Украине металлообрабатывающие предприятия Калининградской области столкнулись с «колоссальными» логистическими сложностями и проблемой расчетов с иностранными поставщиками. На текущий момент сотни контейнеров с грузами для местных компаний застряли в европейских портах, и «ни у кого пока нет рабочих механизмов по выводу застрявших партий товаров и сырья». Об этом РБК Калининград рассказал руководитель Балтийского металлообрабатывающего кластера (БМК) и генеральный директор индустриального парка «Штальверк» Олег Чернов.

После осложнения отношений с европейскими партнерами, металлообработчики региона пытаются полностью переориентироваться на российский рынок. Сейчас доля зарубежных компаний, с которыми они сотрудничают, не превышает 20% от общего числа. Члены БМК в основном продают продукцию на внутренний и российский рынок.

Морские пути «замерзли»

«Один из основных каналов для перевалки оптовых партий сырья — морской путь — для нашего региона оказался фактически «заморожен». Мы фиксируем критический уровень опасности по задержкам грузов.

И теперь речь идет уже не только о европейских партнерах, но и о поставщиках из Юго-Восточной Азии. Основная проблема возникает на этапе, когда контейнеры, прибывшие в европейские порты, особенно Польши, должны готовиться к перегрузке в наш порт назначения. Но этого не происходит — на текущий момент, сотни контейнеров региональных компаний, в том числе и наших резидентов, застряли в различных европейских портах. Особенно сложными выдались последние три недели — после ведения пятого пакета санкций», — говорит Чернов.

Эксперт пояснил, что застрявшие товары — это сырье для производства. «Металл мы производить умеем. Раньше мы производили его дороже наших китайских партнеров, теперь производим дешевле», — сообщил он.

Чернов отметил, что участники кластера признательны властям за оперативную работу по выпуску на линию «Усть-Луга — Балтийск — Усть-Луга» дополнительных паромов, но пояснил, что «даже этого объема недостаточно для организации оптимальной перевалки грузов между Калининградом и материковой частью».

«При этом доставка силами паромов автотранспорта или вагонов осуществляется уже по тарифу с увеличенным сухопутным коэффициентом — а это, на секунду, +30% к стоимости! Да и попасть в паромное расписание — задача не для слабонервных: очередь на погрузку расписана на месяц вперед», — говорит руководитель БМК.

Автотранспорт

Ситуация с наземным транспортом за последний месяц стабилизировалась — скорость движения грузов увеличилась, а тарифы, влетевшие месяц назад в 3 раза, «откатились» обратно, говорит Чернов. Металообработчики надеются, что открытие летом погранперехода в Дубках увеличит скорость транзита и уменьшит очереди.

«Уверен, что отличным подспорьем для снижения цены грузоперевозок и загрузки наших автотранспортников стало бы формирование на границе нашего региона логистических хабов по примеру соседней Белоруссии. Логично было бы воспользоваться внезапным преимуществом и перегружать на материковую часть России те иностранные грузы, которые могут поставляться в наш регион иностранными перевозчиками. Дополнительным плюсом стало бы разрешение выйти на линию автотранспорту с региональной растаможкой. Количество фур на маршруте «Калининград — Материковая Россия» выросло бы, а тарифы на перевозку серьезно уменьшились бы», — считает глава БМК.

Фото: Pixabay

Ж/Д маршрут: островок стабильности

Эксперт отмечает, что железная дорога справляется с потоком грузов в область и из нее, но единичные владельцы вагонов все еще отказываются отправлять их в регион.

«В целом, ситуация с доступностью вагонов стала гораздо лучше, чем месяц назад. Скорость движения грузов выросла. На текущий момент этот канал поставок в регион — пока один из самых стабильных и хорошо прогнозируемых», — поясняет Чернов.

Комплаенс — новая банковская реальность

Однако оптимистичный настрой местных компаний сбивает комплаенс (приведение деятельности компании в соответствие с требованиями законодательства, корпоративных, социальных и этических норм — прим. РБК Калининград).

«Иностранные банки начинают тщательно проверять переводы, так или иначе связанные с Российской Федерацией. Все меньше тех, кто соглашается принимать платежи от резидентов России и Белоруссии. Причем банки отказываются проводить расчеты в любой валюте, в том числе и платежи от наших экспедиторов за транзит.

Так, например, у наших экспедиторов по ж/д еще в апреле платежи принимали три прибалтийских банка. В конце апреля сдался Swedbank, закрыв возможность платежей. Второй на очереди — банк Luminor, который приостанавливает платежи в ближайшее время. Сколько продержится наш третий партнер — непонятно.

Одним словом, риски неприема платежей увеличиваются с каждым днем, что может негативно отразиться на транзите наших грузов по территории Литвы», — констатирует руководитель металлокластера.

Форс-мажор по-русски

По словам Чернова, российские банки пока не признают существенными письма от иностранных поставщиков о наступлении форс-мажора.

«Для нас это означает угрозу нарушения сроков валютных операций со штрафными санкциями — причем на суммы, порой равные 100% от внесенной предоплаты.

В итоге наши резиденты рискуют потерять не только суммы предоплат, но и будут вынуждены заплатить такие же штрафы.

Сейчас мы по рекомендации от ЦБ достигли договоренности с банками и получили корректировку сроков СВО в одностороннем порядке, которая действительна до окончания действия контракта. Но вопрос окончательно не решен: когда подойдет срок окончания контракта, вопрос встанет вновь», — пояснил он.

Непредсказуемости ситуации добавляет стабильный рост тарифов естественных монополий, говорит Чернов. По его мнению, главная задача, которая стоит сегодня перед экономикой региона — это сохранение и наращивание внутреннего спроса. Это станет серьезной мотивацией для бизнеса сохранять себя, искать пути выхода из очередного кризиса, выстраивать новые логистические цепочки и продолжать производить продукт.

«В последний месяц мы в нашей отрасли видим увеличение заказов на металлообработку и металлосервисные услуги, хотя, казалось бы, потребность на рынке закономерно должна снижаться. Также мы отмечаем, что потребители начинают отказываться не только от импортных поставок металлоконструкций и изделий из металла, но даже пересматривают отношения с поставщиками с материковой России. Все чаще калининградцы ищут альтернативу у местного производителя», — резюмирует предприниматель.

Как писал РБК Калининград, с января 2021 года металлопродукция подорожала на 20-35% в зависимости от номенклатуры. За год цены взлетели на 70-90%.

Повтор материала от 17 мая.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Все новости Калининград
Конституционный суд Молдавии одобрил идею референдума о вступлении в ЕС Политика, 16:53
В Москве 12-летнего мальчика госпитализировали после посещения джакузи Общество, 16:53
МКБ запустил новый продукт «Простой кредит» Пресс-релиз, 16:51
Аналитики назвали причины возможного роста курса биткоина выше $100 тыс. Крипто, 16:48
Акции производителя ботинок Dr. Martens рухнули на 34% Инвестиции, 16:40
Гнев, зависть и ревность: о чем нам говорят эти чувства Pro, 16:39 
Гостевой брак: почему пары выбирают такой формат и что в нем отпугивает Pro, 16:37
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Собянин заявил о старте работ по благоустройству в Москве Недвижимость, 16:34
Из регионов — в Москву: как устроена торговля россиян друг с другом Тренды, 16:33
МВФ уравнял прогноз по росту ВВП России и мира Экономика, 16:32
Вера Касьянова ушла с поста министра градостроительной политики Калининград, 16:30 
Путин расширил страховые компенсации на добровольцев Росгвардии Политика, 16:29
Путина не пригласят на 80-летие высадки в Нормандии Политика, 16:29
Футболист сборной России из-за травмы не сыграет за ЦСКА в этом сезоне Спорт, 16:28