Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Критический уровень опасности. Глава металлокластера о ситуации в отрасли

Фото: Архив РБК Калининград
Фото: Архив РБК Калининград

После начала специальной военной операции России на Украине металлообрабатывающие предприятия Калининградской области столкнулись с «колоссальными» логистическими сложностями и проблемой расчетов с иностранными поставщиками. На текущий момент сотни контейнеров с грузами для местных компаний застряли в европейских портах, и «ни у кого пока нет рабочих механизмов по выводу застрявших партий товаров и сырья». Об этом РБК Калининград рассказал руководитель Балтийского металлообрабатывающего кластера (БМК) и генеральный директор индустриального парка «Штальверк» Олег Чернов.

После осложнения отношений с европейскими партнерами, металлообработчики региона пытаются полностью переориентироваться на российский рынок. Сейчас доля зарубежных компаний, с которыми они сотрудничают, не превышает 20% от общего числа. Члены БМК в основном продают продукцию на внутренний и российский рынок.

Морские пути «замерзли»

«Один из основных каналов для перевалки оптовых партий сырья — морской путь — для нашего региона оказался фактически «заморожен». Мы фиксируем критический уровень опасности по задержкам грузов.

И теперь речь идет уже не только о европейских партнерах, но и о поставщиках из Юго-Восточной Азии. Основная проблема возникает на этапе, когда контейнеры, прибывшие в европейские порты, особенно Польши, должны готовиться к перегрузке в наш порт назначения. Но этого не происходит — на текущий момент, сотни контейнеров региональных компаний, в том числе и наших резидентов, застряли в различных европейских портах. Особенно сложными выдались последние три недели — после ведения пятого пакета санкций», — говорит Чернов.

Эксперт пояснил, что застрявшие товары — это сырье для производства. «Металл мы производить умеем. Раньше мы производили его дороже наших китайских партнеров, теперь производим дешевле», — сообщил он.

Чернов отметил, что участники кластера признательны властям за оперативную работу по выпуску на линию «Усть-Луга — Балтийск — Усть-Луга» дополнительных паромов, но пояснил, что «даже этого объема недостаточно для организации оптимальной перевалки грузов между Калининградом и материковой частью».

«При этом доставка силами паромов автотранспорта или вагонов осуществляется уже по тарифу с увеличенным сухопутным коэффициентом — а это, на секунду, +30% к стоимости! Да и попасть в паромное расписание — задача не для слабонервных: очередь на погрузку расписана на месяц вперед», — говорит руководитель БМК.

Автотранспорт

Ситуация с наземным транспортом за последний месяц стабилизировалась — скорость движения грузов увеличилась, а тарифы, влетевшие месяц назад в 3 раза, «откатились» обратно, говорит Чернов. Металообработчики надеются, что открытие летом погранперехода в Дубках увеличит скорость транзита и уменьшит очереди.

«Уверен, что отличным подспорьем для снижения цены грузоперевозок и загрузки наших автотранспортников стало бы формирование на границе нашего региона логистических хабов по примеру соседней Белоруссии. Логично было бы воспользоваться внезапным преимуществом и перегружать на материковую часть России те иностранные грузы, которые могут поставляться в наш регион иностранными перевозчиками. Дополнительным плюсом стало бы разрешение выйти на линию автотранспорту с региональной растаможкой. Количество фур на маршруте «Калининград — Материковая Россия» выросло бы, а тарифы на перевозку серьезно уменьшились бы», — считает глава БМК.

Фото: Pixabay

Ж/Д маршрут: островок стабильности

Эксперт отмечает, что железная дорога справляется с потоком грузов в область и из нее, но единичные владельцы вагонов все еще отказываются отправлять их в регион.

«В целом, ситуация с доступностью вагонов стала гораздо лучше, чем месяц назад. Скорость движения грузов выросла. На текущий момент этот канал поставок в регион — пока один из самых стабильных и хорошо прогнозируемых», — поясняет Чернов.

Комплаенс — новая банковская реальность

Однако оптимистичный настрой местных компаний сбивает комплаенс (приведение деятельности компании в соответствие с требованиями законодательства, корпоративных, социальных и этических норм — прим. РБК Калининград).

«Иностранные банки начинают тщательно проверять переводы, так или иначе связанные с Российской Федерацией. Все меньше тех, кто соглашается принимать платежи от резидентов России и Белоруссии. Причем банки отказываются проводить расчеты в любой валюте, в том числе и платежи от наших экспедиторов за транзит.

Так, например, у наших экспедиторов по ж/д еще в апреле платежи принимали три прибалтийских банка. В конце апреля сдался Swedbank, закрыв возможность платежей. Второй на очереди — банк Luminor, который приостанавливает платежи в ближайшее время. Сколько продержится наш третий партнер — непонятно.

Одним словом, риски неприема платежей увеличиваются с каждым днем, что может негативно отразиться на транзите наших грузов по территории Литвы», — констатирует руководитель металлокластера.

Форс-мажор по-русски

По словам Чернова, российские банки пока не признают существенными письма от иностранных поставщиков о наступлении форс-мажора.

«Для нас это означает угрозу нарушения сроков валютных операций со штрафными санкциями — причем на суммы, порой равные 100% от внесенной предоплаты.

В итоге наши резиденты рискуют потерять не только суммы предоплат, но и будут вынуждены заплатить такие же штрафы.

Сейчас мы по рекомендации от ЦБ достигли договоренности с банками и получили корректировку сроков СВО в одностороннем порядке, которая действительна до окончания действия контракта. Но вопрос окончательно не решен: когда подойдет срок окончания контракта, вопрос встанет вновь», — пояснил он.

Непредсказуемости ситуации добавляет стабильный рост тарифов естественных монополий, говорит Чернов. По его мнению, главная задача, которая стоит сегодня перед экономикой региона — это сохранение и наращивание внутреннего спроса. Это станет серьезной мотивацией для бизнеса сохранять себя, искать пути выхода из очередного кризиса, выстраивать новые логистические цепочки и продолжать производить продукт.

«В последний месяц мы в нашей отрасли видим увеличение заказов на металлообработку и металлосервисные услуги, хотя, казалось бы, потребность на рынке закономерно должна снижаться. Также мы отмечаем, что потребители начинают отказываться не только от импортных поставок металлоконструкций и изделий из металла, но даже пересматривают отношения с поставщиками с материковой России. Все чаще калининградцы ищут альтернативу у местного производителя», — резюмирует предприниматель.

Как писал РБК Калининград, с января 2021 года металлопродукция подорожала на 20-35% в зависимости от номенклатуры. За год цены взлетели на 70-90%.

Повтор материала от 17 мая.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 16:37
Все новости Калининград
Зеленский объяснил нежелание приглашать Россию на «саммит мира» Политика, 21:25
Сын Кадырова стал министром второй раз за три месяца Политика, 21:23
Почеттино покинул пост главного тренера «Челси» Спорт, 21:20
SberCIB спрогнозировал выплату частным инвесторам дивидендов на ₽315 млрд Инвестиции, 21:12
Суд оштрафовал Okko на 1 млн руб. за ЛГБТ-пропаганду Технологии и медиа, 21:06
На юге Москвы произошла перестрелка Общество, 21:04
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:57
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Тарасова отказалась считать потерей смену гражданства Гейниш и Чигирева Спорт, 20:44
Путин наградил российских послов в Египте и Израиле орденами Почета Политика, 20:32
Муфтий Москвы предупредил о последствиях запрета никаба в России Общество, 20:28
В Минцифры изучат причины подорожания мобильной связи в России Общество, 20:18
ЕК анонсировала первое изъятие доходов от активов России в июле Финансы, 20:13
Крупный бизнес признал отсутствие полноценной альтернативы продуктам SAP Технологии и медиа, 20:01
Дата выборов губернатора, спор о субсидиях и отказ в вывозе мусора. Итоги Калининград, 20:00