«На Кибартае как минимум двое суток». Что происходит на границе с Литвой
Второй раз за последний месяц большие очереди из фур, следующих в Калининград, образуются на российско-литовской границе. В интервью РБК Калининград глава комитета Калининградской Торгово-промышленной палаты (КТПП) по транспорту, член Общественного совета при Министерстве транспорта России Леонид Степанюк высказал мнение, что это происходит по вине литовской стороны, но ситуация пока не критична.
Он отметил, что очереди есть не только на российско-литовской границе, но и при въезде в соседнюю республику из Белоруссии. «В Кибартае уже как минимум двое суток очередь стоит», — сказал эксперт. Говоря о причинах проблем, Степанюк подчеркнул, что свою роль играют разные факторы.
«Здесь могут быть все факторы, в том числе и “эффект Навального”. В разное время были так называемые итальянские забастовки — те или иные власти очень медленно смотрели, в результате образовались пробки. Это тоже определенное давление. Пока трудно сказать, потому что мы не в курсе в чем причина. Ранее в Литве вводились жесткие требования с коронавирусом, но мы не стояли долго, наши машины проходили», — пояснил Степанюк.
Дополнительные расходы несут водители-дальнобойщики, которые не готовятся в простоям на границе продолжительностью несколько дней. Как правило, они закупают продукты в расчете на то, что будут стоять не больше суток.
«Несколько недель назад у меня машина только в простоях при въезде из Белоруссии в Литву и из Литвы в Калининград провела более 4 суток. Естественно, возникает вопрос, как и что кушать. Дошло вплоть до того, что водители даже угрожали, что будут гудеть и мешать спать всем в Кибартае. Паника среди водителей была большая», — говорит Леонид Степанюк.
Чем грозят простои
Длительные задержки на границах являются одной из причин повышения цен, в том числе, на металлы. Из-за простоя образуется дефицит транспорта, поскольку у многих компаний будет возможность объезжать Калининградскую область. «Если у них есть возможность найти другие грузы и направления, кто будет ездить в убыточном направлении, где мы простаиваем 50% рейсооборота?», — сетует эксперт.
Что делать
Выходом из такой ситуации, по мнению главы комитета, могли бы стать комбинированные (мультимодальные) паромы, у которых есть возможность осуществлять железнодорожно-автомобильные пассажирские перевозки.
«Сейчас можно было бы в противовес этим мерам, если они реально умышленные (своеобразные санкции в форме итальянской забастовки), спокойно дать команду машинам, они бы поехали через Питер на пароме. Но ни пассажирских, ни автомобильных, ни железнодорожных паромов пока нет. Один паром ходит, другой до апреля на ремонте. Мы даже не можем какие-то альтернативные пути выбрать, кроме как не ходить в том направлении. Но, сегодня, к сожалению, мы не сможем объехать Литву, только если едем из Европы. Или можно заходить в Польшу через Белоруссию. Польша в этой ситуации менее политизирована, отношение у них более лояльное. Мы очень успешно договорились с ними по дозволам (разрешение на въезд грузового автомобиля — прим. РБК Калининград), а с литовцами до сих пор не можем. Только на три месяца договорились», — продолжает Леонид Степанюк.
При этом он отмечает, что ситуация с простоями на границе волнительная, но пока паниковать не стоит, нужно подождать несколько дней.
Ранее правительство Калининградской области обратилось в посольство России в Вильнюсе для решения проблемы с очередями из фур на литовско-российской границе. С 26 февраля в агентство по международным и межрегиональным связям поступают сообщения о больших очередях из грузовиков, скопившихся со стороны Литвы на въезд в Калининградскую область на пункте пропуска Чернышевское.
Как писал РБК Калининград, новый автомобильный грузо-пассажирский пункт пропуска через госграницу РФ и Литвы — Дубки-Рамбинас в Неманском городском округе планируют открыть к лету 2021 года. Он, в том числе, поможет разгрузить пропускной пункт Чернышевское.