«Мы жертвы обстоятельств». Производители мебели — о ситуации на рынке
Стоимость доставки мебельных комплектующих в Калининградскую область может вырасти в несколько раз из-за смены сухопутной логистики на морскую. О том, с какими трудностями сегодня столкнулись производители мебели региона, они рассказали во время круглого стола, организованного медиагруппой «Западная пресса».
«Диван состоит из трех базовых вещей. С 10 июля все комплектующие для него будут запрещены к транзитному перемещению с территории России на территорию Калининграда, а также все эти вещи будут запрещены к продаже странами Евросоюза в России, включая Калининградскую область. В Калининграде можно произвести все, что связно с деревом, а точнее с его первым переделом, как доска и брус. Все остальное придется где-то взять, то есть на территории Российской Федерации. Каким образом это сюда доставить? Только морем. Очень сложные, туманные, плохо прогнозируемые перспективы перемещения грузов из России сюда. Хватит ли судов? Каким образом мы на них будем размещать наши грузы? Нам сегодня говорят: «Ребят, переходите на контейнеры!» При общих прикидках стоимости контейнера и стоимости, например, той, что мы привыкли — это колесами через Литву на грузовике, разница будет примерно в два раза и более, в зависимости от того, где на территории России находится тот груз, который необходимо переместить сюда», — рассказывает владелец мебельной фабрики Cinno Cillini Михаил Майстер.
Мебельная компания «Дедал» является одним из трех крупнейших экспортеров Северо-Западного федерального округа. 50% продукции компании шли на экспорт в семь стран, в том числе, в Австралию, которые с февраля стали отказываться от сотрудничества.
«Нас накрыло сильнее всех, потому что основная масса коллег работала на калининградский рынок и на европейскую Россию, а мы продавали туда 50% только. Это для нас очень тяжело. Нас это коснулось как только начал падать курс. Я всё переживал, что не мог по контракту переделать цены», — рассказал владелец компании Игорь Герасимчук.
Он отмечает, что предприятие продолжает экспортные поставки по действующим контрактам, однако заказов на июль и последующие месяцы из-за рубежа уже нет. С 10 июля мебельные комплектующие, и древесина, в том числе, попадают под санкции Евросоюза.
«У нас есть план, он тяжелый, но я думаю, что, если государство услышит нас все-таки и начнет компенсировать нам затраты. Тот, кто работал вообще на российский рынок выживет, но нам надо просто перестроиться. Для нас же экспорт это и страны, которые для нас не закрыты. Это Казахстан, Армения, Грузия, Азербайджан, Иран, туда мы будем делать сейчас две поставки. Там есть свои сложности, свои пошлины заградительные. Сейчас, слава богу, все поехали в эти страны сбивать эти пошлины, потому что нас приравнивают на Западе к Китаю. То есть у Турции заградительная пошлина 30%, что на китайскую продукцию, что на мою российскую. Сейчас будет 0%. Есть шансы выхода из кризиса для экспортеров», — объясняет Герасимчук.
«У нас была продукция не только нашего производства. Мы старались всегда предлагать максимально широкий спектр, и ассортимент дополняли импортом. С недавних пор наши европейские коллеги, кто нам поставлял эти позиции, по тем или иным причинам были вынуждены прекратить с нами сотрудничество. И у нас образовался такой некий провал в ассортименте. Понятно, что какие-то вещи мы не сможем ни технологически, ни экономически как-то восполнить своими силами в Калининграде. Но, тем не менее, некоторые позиции мы можем делать здесь своими силами», — рассказал генеральный директор компании «Нимакс» Никита Мусевич.
Европейские компании, которые сотрудничают с «Хаус Люкс» Александра Глущенко, пока не отказались от совместной работы. Однако чтобы не делать этого напрямую, они создают фирмы-прокладки, через которые идет цепочка в Калининград. Из-за этого также растет стоимость логистики.
Бизнесмены рассказывают, что цены на мебель и комплектующие не снижаются, поскольку рост стоимости логистики превысил снижение курса евро в несколько раз. Кроме того, для перевозки по территории ЕС необходимо найти машины с европейскими номерами, но и это сейчас большая трудность.
«Самый главный парадокс существует дефицит, что никто не привезет [определенный товар]. Понимаете? Ну предположим, тебе нужен клей. У нас в Калининграде три недели клея не было. Вообще ни у кого. Немцы держали. Ну ты почем купишь клей? Тебе надо выполнить заказы, тебе все равно сколько стоит. Или у тебя станок стоит, плата стоит 500 евро, я покупаю ее за пять тысяч евро — мне станок надо запустить. Я еще кухонные фасады вожу натуральные с Польши. 100% предоплата, два месяца срок и не знаешь, привезешь или нет. Я риски должен включать? Если я не привезу калининградской компании эти фасады, я должен вернуть деньги, а поляки не вернут» — поясняет Герасимчук.
Для того, чтобы сегодня вести производственную деятельность, мебельным фабрикам необходимо в три раза больше оборотных средств, чем ранее, говорит Михаил Майстер.
«У нас нет этих денег. Мы привлекаем их на рынке заимствований и платим за них процент», — поясняет он.
По словам главы Cinno Cillini, дорогая логистика, повышение зарплат и 100% предоплата за товар значительно увеличили рублевую стоимость мебели и «очень сильно оторвали корреляцию курса евро к оптовой и розничной цене».
«Честно, я думаю, мало кому из производственников, да и производственных компаний нравится такая ситуация. Уровень риска вырос, уровень потребности в ресурсах вырос, а рентабельность-то наша, безусловно, в этой ситуации падает. То есть, если раньше десять миллионов рублей приносило 30 тысяч рублей чистой прибыли в год, то сейчас, чтобы обеспечить 30 тысяч рублей чистой прибыли в год необходимо 22 миллиона рублей. Мы не жулики, мы жертвы обстоятельств», — сетует Майстер.
Игорь Герасимчук поясняет, что из-за логистики цены на мебель в Москве на 40-50% ниже, чем в Калининграде.
Что будет дальше
«На ближайшие месяц-два мы работой конкретно загружены, нам есть из чего и кому делать. На ближайшую перспективу нескольких лет тоже есть задумки. Но есть сегодняшний день, и как бы мы не планировали там на следующий, как бы мы не рисовали себе картинки, не вкладывали миллионы в проектирование, есть сегодняшний день и сегодня делаем вот так. Завтра будет по-другому — будем делать по-другому. Собственно, в этом суть предпринимательства и есть», — говорит директор «Балтия мебель» Евгения Еремина.
«Пока есть такая возможность, мы работаем, ищем какие-то варианты решения самых насущных проблем. С переменным успехом, но тем не менее, никто замок вешать не собирается. Мы уже многие позиции заменили российскими, но сейчас самое главное — разобраться со способом поставок. Очень хочется верить, что будет какая-то легальная возможность, чтобы завозить какое-то импортное сырье, а не контрабанда», — поясняет Никита Мусевич.
После введения санкций, часть товаров будут перевозить морем.
« В таких отраслях как мебельная промышленность, конкуренция будет расти. На первых порах будет падать качество, связанное с адаптацией на новые сырьевые рынки, да. Но потом уровень качества вернется как минимум на прежний, а цена будет падать. Потому что это будет рынок с очень высокой конкуренцией. С этой точки зрения все будет хорошо. Морем привезем. Сначала будет дорого, потом устаканится. Следующий момент — ширина и глубина ассортимента будет падать во всех отраслях. С этим будет совсем плохо, почти везде. Но в целом всё будет хорошо», — уверен Михаил Майстер.
«Я верю, что всё будет хорошо. Потому что, по идее, должен появиться дефицит, он неизбежен. Почему я в это верю? Потому что все заводы, которые производили ДСП, более 40% товара продавали на Запад. За последние два месяца эти заводы снизили цены на 40% в рублях. Я верю, что этот дефицит появится, потому что им некуда будет продавать, начнется конкуренция, которая положительно скажется на нашей компании в Калининграде, которая перекроет эти издержки. Я надеюсь, что наше государство все-таки нам поможет покрывать издержки по перевозке морских грузов. Надо просто подождать», — считает Игорь Герасимчук.
Он добавил, что для того, чтобы продолжать работать на иностранный рынок, «Дедал» откроет еще одно производство в другой стране.
Как писал РБК Калининград, продажи мягкой мебели в области этой весной сократились на 15-20% из-за повышения цен.