Жизнь после кризиса: как изменится бизнес региона после пандемии
После кризиса региональным предприятиям придется жить в новой реальности, а для этого нужно адаптироваться. Как раньше уже не будет, и когда снимут режим тотальной самоизоляции, компаниям нужно будет приложить немало усилий, чтобы не потерять существующих и находить новых клиентов.
«Чтобы не похоронить компанию нужно вовремя реагировать»
Покупательская способность населения после кризиса изменится не только из-за снижения реальных доходов калининградцев. Немалую роль в этом процессе сыграет страх потери существующих финансов, который заставит людей не тратить, а копить деньги для собственной «подушки безопасности». Следовательно, они сократят потребление, делая выбор в пользу продукции первой необходимости, считает гендиректор сети магазинов «Планета Спорт» Александр Гладышев.
«Наверняка продажи всех категорий товаров в штуках уменьшатся на 20%. Поэтому средняя цена тоже, думаю, снизится. Чтобы не похоронить компанию нужно вовремя реагировать: мы будем закупать товары более низкой стоимости, чтобы подстроиться под покупателя, доход которого наверняка сократится также где-то на 20%», — рассказал предприниматель.
Однако это меры внешнего реагирования на ситуацию. Чтобы оставаться «на плаву» необходимы и внутренние изменения, добавил Гладышев.
«Наверное, придётся закрыть нерентабельные точки, это повлияет на доходы. Решать будем с момента открытия. Пока это только мысли и догадки, гадание на кофейной гуще. Но если они не подтвердятся, то все останется по-старому», — заключил он.
«Люди не понимают зачем путешествовать по России»
Меняют приоритеты и в сфере туризма. Пока закрыты зарубежные границы турфирма «Цвет» делает упор на путешествия по России.
«Мы проводили опросы, узнавали интересен ли такой продукт туристам. Результат показал, что люди не очень понимают зачем путешествовать по России. Они считают, что в стране не на что посмотреть и сервис хромает. Наша ближайшая задача развеять этот миф», — рассказал глава компании Илья Пилецкий.
Вернуться к стандартному режиму работы получится когда откроют границы. Но выручка уже не будет прежней, уверен предприниматель.
«Тогда мы вернёмся к работе в стандартном ключе, только будем рекомендовать те направления, где более благоприятная эпидемиологическая обстановка. Просто объём продаж будет меньше», — заключил бизнесмен.
«Рецептов нет»
Сейчас калининградский производитель мототехники «Балтмоторс» столкнулся со значительным падением спроса на внутреннем и зарубежном рынках. Вернуть покупателей в России практически невозможно, сказал глава компании Дмитрий Сивков. «Для российского рынка рецептов нет, ввиду отсутствия средств у клиентов для покупки нашей техники. Чтобы завлечь клиентов из-за рубежа мы, возможно, изменим ценовую политику в пользу снижения и сделаем упор на продвижение продукции для увеличения продаж», — отметил он, добавив, что моделью действий после кризиса для компании станет сокращение постоянных затрат и инвестиций в новые продукты.
«Главная задача в бизнесе — как-то выжить»
«Честно говоря, сейчас главная задача не заболеть, а в бизнесе — как-то выжить. У нас в любом случае загрузка салона уменьшится, потому что нельзя пускать много людей. Мы будем рады всем, кто к нам придёт, а привлекать дополнительно клиентов не получится из-за ограничений», — выразила своё мнение собственница «Студии красоты 3/9» Елена Трифонова.
«Мы раньше не придавали большое значение онлайн-продажам»
Главным изменением рынка глава компаний «Ю-Маркет», «Шик и Блеск» и председатель совета директоров торгово-логистической организации «Юринат» Юрий Дергачев считает выход за рамки оффлайн торговли. Если до пандемии в таком формате работали единицы продовольственных магазинов, то в данный момент онлайн-продажи запускаются повсюду.
«Мы видим это уже сейчас, в регионе появилось много магазинов и сервисов доставки товаров, к примеру «СберМаркет», у нас в «Ю-Маркет» запускается онлайн, я думаю, что вот эта тенденция будет и дальше продолжаться, а люди быстро привыкают к инновациям, и это повлияет на развитие не только оптовой, но и розничной торговли», — поделился бизнесмен.
«В продовольственной сфере мы предавали этому формату условное значение. Всё об этом говорили, но мало что делали. Если в магазинах бытовой техники или парфюмерии этот процесс развивался быстрее, то в продовольственном бизнесе всё-таки было больше скепсиса», — размышляет Дергачев.
«Все должны перестроить своё мышление»
Экстренный переход в онлайн-торговлю стоит тщательно продумывать, а сам процесс не такой уж и лёгкий, необходимо не только создать новый сайт или модернизировать существующий, но ещё и настроить логистику. С последней задачей в период самоизоляции не справляются даже крупные маркетплейсы, отмечает эксперт по брендингу YANICODE и генеральный директор рекламно-сувенирной компании Avenue Packing Анна Яни.
«Реальность показала, что крупные онлайн-магазины или сети не готовы сегодня бесперебойно и качественно точно обеспечивать все заказы. Торговые площадки тоже видят снижение покупательского спроса, потому что Ozon и AliExpress предлагают огромные скидки до 70%», — сказала она.
Жизнь после карантина кардинально изменится и отказываться от онлайн-услуг не стоит. «Все должны перестроить своё мышление. Необходимо комбинировать и онлайн и оффлайн платформы. Сейчас очень эффективно работает сарафанное радио (отзывы и рекомендации на страничках в социальных сетях — прим. РБК Калининград). Достаточно сложно выйти Instagram и продавать всё с нуля — это утопия. Ко всему нужно было готовиться. Даже крупный бизнес не справляется с этой задачей: хромает или логистика, или другие параметры. Все увидели свои слабые места над которыми нужно поработать», — дала совет бренд-эксперт.
Тем форматам бизнеса, которые не могут существовать на 100% в онлайн должны думать об обеспечении санитарно-гигиенической безопасности уже сегодня. Это такие сферы, как рестораны, отели, фитнесс-центры и другие, продолжила Яни.
«Мы ещё какое-то время будем жить с инфекцией, которая распространяется воздушно-капельным путём. И после самоизоляции уже не будет всё как раньше — люди станут бояться, к примеру, в кафе заразиться коронавирусом. Поэтому оффлайн-бизнес должен снять страхи клиентов и заботиться об их безопасности. Но есть и положительный момент — калининградцы соскучатся по общению, и здесь нужно использовать и эмоциональность, и лояльность и безопасность в комплексе, только тогда это может сыграть в плюс», — порекомендовала Яни.
Ранее РБК Калининград писал, что некоторые бизнесмены области готовы позволить своим подчинённым работать в удаленном режиме после выхода из самоизоляции. А вот менять правила дресс-кода на своих предприятиях в пользу более удобной одежды бизнесмены и топ-менеджеры региона не намерены.