Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Калининград ,  
0 

Олег Чернов: в 2023 году протестируем новый морской маршрут

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Металлообработчики Калининградской области подвели итоги уходящего года. О том, какие трансформации пережил бизнес этой отрасли, какой опыт в изменившихся условиях накоплен и какие перспективы видят участники процесса, рассказал РБК Калининград генеральный директор «Балтийского металлообрабатывающего кластера» Олег Чернов.

«В 2022 году нас замотивировали на новое бизнес-чудо под названием «сохрани бизнес в эпоху тотальных перемен». Каждому пришлось работать в условиях новой «островной» экономики в период слома всех привычных логистических схем и почти полного разрыва прежних партнерских связей. Санкции реально оказались действенными с сферах, где западные страны определяют правила игры в глобальном масштабе: банки, платежи, страхование, морские перевозки. В 2022 году оказались заблокированными все традиционные способы доставки металла в регион. Начали сбываться все худшие опасения калининградских бизнесменов: в первом и втором квартале сроки поставок увеличились до трех месяцев, а цена металла выросла на 30%. Только к третьему кварталу нам удалось добиться сокращения сроков до полутора-двух месяцев и дать рынку адекватную цену на металл. Но, чтобы выйти на эти скромные показатели, пришлось приложить титанические усилия», — отметил руководитель в начале рассказа о том, каким оказался для отрасли 2022 год.

Логистика

В этом году мы совместно с резидентами протестировали почти два десятка вариантов альтернативных поставок металла в регион. Причем анализировалось каждое звено транспортной цепочки, которое могло бы сказаться на финальном ценнике. Параллельно коллеги пытались вызволить свои оплаченные заказы из Украины и стран ЕС, которые, к сожалению, в большинстве своем оказались безуспешными.

И все-таки к середине лета мы освоили доставку морем. Да, случаются объяснимые задержки, вызванные поломкой судов и штормами на Балтике. Приходится мириться и с таким новым для нас фактором как карта раскладки товара в трюме. Есть и традиционные предпраздничные очереди в портах.

Также мы завершаем тестирование нового комбинированного маршрута доставки сырья из Китая — морем до Находки, а далее по железной дороге в Петербург и снова морем — в Калининград. Пока смущают сроки. Рассчитываем в 2023 году опробовать еще один многообещающий морской маршрут через российские порты.

Новые зарубежные партнеры

В марте, понимая, чем чреваты проблемы с логистикой, резиденты металлообрабатывающего кластера внепланово увеличили складской остаток, то есть фактически срочно изыскали дополнительные инвестиции, чтобы избежать возможного дефицита.

Начали поиск новых партнеров, так как с прежними поставщиками продолжать рабочие отношения стало невозможно из-за запредельных рисков. В итоге сегодня резиденты кластера сотрудничают с Россией, Белоруссией, Китаем и другими дружественными странами. И с каждой складываются свои особые отношения.

С коллегами из Поднебесной все достаточно просто: нет проблем с переводом денежных средств плюс интересные цены. За счет своих отработанных бизнес-процессов и серьезных мощностей китайцы дают настолько конкурентный прайс, что возить цинк и полимерную рулонную сталь из Китая нам по-прежнему выгоднее, чем закупаться у российских производителей — даже несмотря на новое гигантское транспортное плечо. Плюс российским производителям рулонной стали еще предстоит отладить переход на новые краски (прежние европейские поставщики покинули рынок), с чем у китайцев проблем нет.

С российскими производителями металла ситуация вообще непростая. Даже в условиях закрытых границ и угрозы остановки доменных печей заводы особо не стремятся наладить сотрудничество с Калининградом. И хотя цена на российский металл снижалась в течение всего сезона, желания включаться в сложную логистическую коммуникацию с нашим «островом» у россиян нет. В связи с этим организацию всей схемы поставки калининградский металлообработчик берет на себя и сам же несет за нее риски.

В отличие от «большой» России белорусы очень рады закрыть потребности калининградских металлообработчиков. Работать с соседями Калининграду в разы выгоднее, чем с российскими заводами, хотя сейчас мы пробуем работать с разными поставщиками, разделять потоки металла и тестировать все доступные способы доставки.

На заметку нашим коллегам из материковой России: может быть, в условиях закрытых границ, угрозы сокращения производства, переполненных складов и ограниченного экспорта, создать специальные ценовые предложения для своих, пусть и очень далеких соотечественников из Калининграда? Санкции — это очень надолго. По крайней мере, трудно вообразить, при каких обстоятельствах западные страны сейчас могли бы пойти на их отмену. В целом по России кризисные волны 2022 года привели, прежде всего, к сокращению числа новых строительных проектов и, как следствие, к снижению спроса на металл. Металлургия рискует столкнуться с классическим кризисом перепроизводства, а точнее — недопотребления.

Поэтому российским металлургам надо настраиваться на долговременное создание «новой нормальности»: проработав всю жизнь в условиях сжатого рынка и ограниченного числа клиентов, я бы порекомендовал коллегам становиться более клиентоориентированными и ценить всех потенциальных партнеров.

Тарифы и работа с надзорными органами

Нас по-прежнему беспокоит ситуация с тарифами естественных монополий, индексация которых произошла после 1 декабря. С опасением ждем новых счетов в новом году. Кроме того, часть наших коллег столкнулась с ощутимым давлением налоговых органов.

При этом мы отмечаем, как улучшается коммуникация между региональной властью и бизнесом. Наши коллеги из правительства, таможенных органов, представители естественных монополий в течение всего 2022 года достаточно оперативно реагировали на проблемы и помогали решать сложные вопросы.

Цена вопроса

Все масштабные процессы 2022 года привели к логическому результату: весной цена на металл увеличилась на 30%. Однако за счет новых контрактов, закономерного снижения цен на отечественном рынке, укрепления рубля и постепенной стабилизации морских перевозок уже к середине лета цены на металл вернулись к февральскому уровню.

Ситуация рискует поменяться в начале 2023 года — мы видим ослабление курса рубля, что всегда негативным образом сказывается на ценах металлопроката. Думаю, что в первом квартале 2023 года уже увидим минимальную прибавку к цене в 10-15%.

Прогноз на 2023 год

Вести полноценный бизнес в российском эксклаве сегодня становится под силу исключительно профессионалам, способным сохранять неизменную долю оптимизма в условиях постоянной турбулентности. Лишь некоторые категории компаний могут уверенно работать в современных условиях, таких как:

- акцент только на местный рынок;

- выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;

- работа по госзаказам;

- деятельность с государственным участием, когда стоимость продукции складывается из себестоимости и накладных расходов и мало зависит от естественных рыночных условий.

В остальном же время и затраты, которые калининградцы тратят на логистику и таможенные процедуры, делают проекты неконкурентоспособными по сравнению с компаниями на материковой части России. Пока же сложившаяся ситуация подталкивает предпринимателей уходить на «материк» или просто приостанавливать свою работу. К сожалению, ориентация нашей экономики на восток еще раз подтверждает, что георасположение Калининграда не позволяет ему вписаться в новую карту российской экономики.

Выход есть

Какие выходы из кризиса видим мы, металлообработчики? Я не верю в компенсационные механизмы для Калининграда, условия по которым могут меняться в зависимости от экономической ситуации и наполняемости бюджета. Выход может быть в реализации механизма преференций, который поможет местным предпринимателям сделать конкурентоспособный продукт и дать хоть какую-нибудь стабильность.

По моей оценке, приоритетная задача сегодня — это СОХРАНЕНИЕ И НАРАЩИВАНИЕ внутреннего спроса. Только это станет серьезной мотивацией для местного бизнеса сохранять себя и продолжать производить продукт. Государственные проекты, новые стройки века — единственный локомотив, который реально способен вытащить металлообрабатывающую отрасль, включая калининградский регион. В частности, в послании губернатора об основных направлениях деятельности на период 2023-2027 годов есть пункты, которые дают нам веру в большие инфраструктурные проекты, в реализации которых необходим будет металл.

Думаю, что в 2023 году нам стоит все-таки рассмотреть возможность превращения Калининграда в логистический хаб, так как весь минувший год мы наблюдаем серьезный перекос в количестве грузов, транспортируемых из региона в Россию. Логично было бы воспользоваться внезапным преимуществом и перегружать на материковую часть России те грузы, которые могут поставляться в наш регион иностранными перевозчиками.

В любом случае у нашего государства нет иного варианта, кроме как развиваться, строиться, импортозамещать, укреплять экономические связи с дружественными странами. Калининградские металлообработчики не сдаются: в этом году вопреки всем апокалиптическим настроениям сразу несколько наших резидентов запустили новые производственные линии с целью оптимизировать производство и предложить клиентам сопутствующие товары. И уже летом, вместе с падением цены на металл, коллеги отметили рост числа заказов на металлоизделия и металлоконструкции.

Сила профсоюза

Рад отметить, что Балтийский металлообрабатывающий кластер успешно выполнял свои функции профсоюза металлообработчиков Калининградской области. Команда кластера активно включалась в коммуникации, организовывала общее информационное поле, информируя коллег о проблемных ситуациях, передавала аналитику, полученную от металлообработчиков, в соответствующие госведомства, помогала резидентам с получением государственных субсидий на обучение, продвижение и сертификацию.

Помимо этого, мы провели работу с новыми резидентами индустриального парка «Штальверк» по включению их в реестр особой экономической зоны. Бесконечно радует, что несмотря на сложности, новые инвесторы приходят в регион, наш кластер становится для них бизнес-проводником, а «Штальверк» — площадкой для реализации новых проектов. Сложные времена рождают сильных людей и сильные союзы. А они, я уверен, создадут хорошие времена. Сил и успехов в наступающем году!

Как писал РБК Калининград, в сентябре 2022 года сроки доставки металлических изделий в самый западный регион России выросли до двух с половиной-трех месяцев, но паромы все еще не справлялись с объемами грузов. Как отмечали эксперты, налаживание новых логистических процессов проходило невероятно медленно, нервно и тяжело, существовала конкуренция форматов поставки: генеральные грузы против контейнеров. В основном металлопродукцию  поставляли как генеральный груз и он уступал контейнерам по срокам поставки и цене для перевозчиков. Разница в тарифе между этими форматами была почти в 2,5 раза в пользу генерального груза.


 

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Калининград
Над Россией за ночь сбили 9 ракет ATACMS и 61 дрон Политика, 07:26
В Краснодарском крае загорелась овощебаза Общество, 07:21
Министр военного кабинета Израиля предъявил Нетаньяху ультиматум по Газе Политика, 07:05
Маск оценил наличие зарубежных товаров в России Политика, 06:55
Bloomberg рассказал о проблемах украинцев при поиске работы в Британии Общество, 06:44
Экс-адвокату Трампа вручили повестку в суд на праздновании 80-летия Политика, 06:21
Фьюри объяснил решение отдать победу Усику военными действиями на Украине Спорт, 05:46
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Гладков сообщил об уничтожении беспилотника в Белгородской области Политика, 05:39
МВД объявило в розыск замглавы офиса украинского президента Политика, 05:39
«Укрэнерго» предупредило об аварийных отключениях света в двух областях Политика, 05:35
В Одессе и Харькове раздались взрывы Политика, 05:05
Стала известна дата реванша между Усиком и Фьюри Спорт, 04:52
В Славянске-на-Кубани беспилотник упал на территории НПЗ Политика, 04:46
Губернатор Ленобласти объяснил взрыв на Выборгской нефтебазе Политика, 04:42