Олег Чернов: в 2023 году протестируем новый морской маршрут
Металлообработчики Калининградской области подвели итоги уходящего года. О том, какие трансформации пережил бизнес этой отрасли, какой опыт в изменившихся условиях накоплен и какие перспективы видят участники процесса, рассказал РБК Калининград генеральный директор «Балтийского металлообрабатывающего кластера» Олег Чернов.
«В 2022 году нас замотивировали на новое бизнес-чудо под названием «сохрани бизнес в эпоху тотальных перемен». Каждому пришлось работать в условиях новой «островной» экономики в период слома всех привычных логистических схем и почти полного разрыва прежних партнерских связей. Санкции реально оказались действенными с сферах, где западные страны определяют правила игры в глобальном масштабе: банки, платежи, страхование, морские перевозки. В 2022 году оказались заблокированными все традиционные способы доставки металла в регион. Начали сбываться все худшие опасения калининградских бизнесменов: в первом и втором квартале сроки поставок увеличились до трех месяцев, а цена металла выросла на 30%. Только к третьему кварталу нам удалось добиться сокращения сроков до полутора-двух месяцев и дать рынку адекватную цену на металл. Но, чтобы выйти на эти скромные показатели, пришлось приложить титанические усилия», — отметил руководитель в начале рассказа о том, каким оказался для отрасли 2022 год.
Логистика
В этом году мы совместно с резидентами протестировали почти два десятка вариантов альтернативных поставок металла в регион. Причем анализировалось каждое звено транспортной цепочки, которое могло бы сказаться на финальном ценнике. Параллельно коллеги пытались вызволить свои оплаченные заказы из Украины и стран ЕС, которые, к сожалению, в большинстве своем оказались безуспешными.
И все-таки к середине лета мы освоили доставку морем. Да, случаются объяснимые задержки, вызванные поломкой судов и штормами на Балтике. Приходится мириться и с таким новым для нас фактором как карта раскладки товара в трюме. Есть и традиционные предпраздничные очереди в портах.
Также мы завершаем тестирование нового комбинированного маршрута доставки сырья из Китая — морем до Находки, а далее по железной дороге в Петербург и снова морем — в Калининград. Пока смущают сроки. Рассчитываем в 2023 году опробовать еще один многообещающий морской маршрут через российские порты.
Новые зарубежные партнеры
В марте, понимая, чем чреваты проблемы с логистикой, резиденты металлообрабатывающего кластера внепланово увеличили складской остаток, то есть фактически срочно изыскали дополнительные инвестиции, чтобы избежать возможного дефицита.
Начали поиск новых партнеров, так как с прежними поставщиками продолжать рабочие отношения стало невозможно из-за запредельных рисков. В итоге сегодня резиденты кластера сотрудничают с Россией, Белоруссией, Китаем и другими дружественными странами. И с каждой складываются свои особые отношения.
С коллегами из Поднебесной все достаточно просто: нет проблем с переводом денежных средств плюс интересные цены. За счет своих отработанных бизнес-процессов и серьезных мощностей китайцы дают настолько конкурентный прайс, что возить цинк и полимерную рулонную сталь из Китая нам по-прежнему выгоднее, чем закупаться у российских производителей — даже несмотря на новое гигантское транспортное плечо. Плюс российским производителям рулонной стали еще предстоит отладить переход на новые краски (прежние европейские поставщики покинули рынок), с чем у китайцев проблем нет.
С российскими производителями металла ситуация вообще непростая. Даже в условиях закрытых границ и угрозы остановки доменных печей заводы особо не стремятся наладить сотрудничество с Калининградом. И хотя цена на российский металл снижалась в течение всего сезона, желания включаться в сложную логистическую коммуникацию с нашим «островом» у россиян нет. В связи с этим организацию всей схемы поставки калининградский металлообработчик берет на себя и сам же несет за нее риски.
В отличие от «большой» России белорусы очень рады закрыть потребности калининградских металлообработчиков. Работать с соседями Калининграду в разы выгоднее, чем с российскими заводами, хотя сейчас мы пробуем работать с разными поставщиками, разделять потоки металла и тестировать все доступные способы доставки.
На заметку нашим коллегам из материковой России: может быть, в условиях закрытых границ, угрозы сокращения производства, переполненных складов и ограниченного экспорта, создать специальные ценовые предложения для своих, пусть и очень далеких соотечественников из Калининграда? Санкции — это очень надолго. По крайней мере, трудно вообразить, при каких обстоятельствах западные страны сейчас могли бы пойти на их отмену. В целом по России кризисные волны 2022 года привели, прежде всего, к сокращению числа новых строительных проектов и, как следствие, к снижению спроса на металл. Металлургия рискует столкнуться с классическим кризисом перепроизводства, а точнее — недопотребления.
Поэтому российским металлургам надо настраиваться на долговременное создание «новой нормальности»: проработав всю жизнь в условиях сжатого рынка и ограниченного числа клиентов, я бы порекомендовал коллегам становиться более клиентоориентированными и ценить всех потенциальных партнеров.
Тарифы и работа с надзорными органами
Нас по-прежнему беспокоит ситуация с тарифами естественных монополий, индексация которых произошла после 1 декабря. С опасением ждем новых счетов в новом году. Кроме того, часть наших коллег столкнулась с ощутимым давлением налоговых органов.
При этом мы отмечаем, как улучшается коммуникация между региональной властью и бизнесом. Наши коллеги из правительства, таможенных органов, представители естественных монополий в течение всего 2022 года достаточно оперативно реагировали на проблемы и помогали решать сложные вопросы.
Цена вопроса
Все масштабные процессы 2022 года привели к логическому результату: весной цена на металл увеличилась на 30%. Однако за счет новых контрактов, закономерного снижения цен на отечественном рынке, укрепления рубля и постепенной стабилизации морских перевозок уже к середине лета цены на металл вернулись к февральскому уровню.
Ситуация рискует поменяться в начале 2023 года — мы видим ослабление курса рубля, что всегда негативным образом сказывается на ценах металлопроката. Думаю, что в первом квартале 2023 года уже увидим минимальную прибавку к цене в 10-15%.
Прогноз на 2023 год
Вести полноценный бизнес в российском эксклаве сегодня становится под силу исключительно профессионалам, способным сохранять неизменную долю оптимизма в условиях постоянной турбулентности. Лишь некоторые категории компаний могут уверенно работать в современных условиях, таких как:
- акцент только на местный рынок;
- выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;
- работа по госзаказам;
- деятельность с государственным участием, когда стоимость продукции складывается из себестоимости и накладных расходов и мало зависит от естественных рыночных условий.
В остальном же время и затраты, которые калининградцы тратят на логистику и таможенные процедуры, делают проекты неконкурентоспособными по сравнению с компаниями на материковой части России. Пока же сложившаяся ситуация подталкивает предпринимателей уходить на «материк» или просто приостанавливать свою работу. К сожалению, ориентация нашей экономики на восток еще раз подтверждает, что георасположение Калининграда не позволяет ему вписаться в новую карту российской экономики.
Выход есть
Какие выходы из кризиса видим мы, металлообработчики? Я не верю в компенсационные механизмы для Калининграда, условия по которым могут меняться в зависимости от экономической ситуации и наполняемости бюджета. Выход может быть в реализации механизма преференций, который поможет местным предпринимателям сделать конкурентоспособный продукт и дать хоть какую-нибудь стабильность.
По моей оценке, приоритетная задача сегодня — это СОХРАНЕНИЕ И НАРАЩИВАНИЕ внутреннего спроса. Только это станет серьезной мотивацией для местного бизнеса сохранять себя и продолжать производить продукт. Государственные проекты, новые стройки века — единственный локомотив, который реально способен вытащить металлообрабатывающую отрасль, включая калининградский регион. В частности, в послании губернатора об основных направлениях деятельности на период 2023-2027 годов есть пункты, которые дают нам веру в большие инфраструктурные проекты, в реализации которых необходим будет металл.
Думаю, что в 2023 году нам стоит все-таки рассмотреть возможность превращения Калининграда в логистический хаб, так как весь минувший год мы наблюдаем серьезный перекос в количестве грузов, транспортируемых из региона в Россию. Логично было бы воспользоваться внезапным преимуществом и перегружать на материковую часть России те грузы, которые могут поставляться в наш регион иностранными перевозчиками.
В любом случае у нашего государства нет иного варианта, кроме как развиваться, строиться, импортозамещать, укреплять экономические связи с дружественными странами. Калининградские металлообработчики не сдаются: в этом году вопреки всем апокалиптическим настроениям сразу несколько наших резидентов запустили новые производственные линии с целью оптимизировать производство и предложить клиентам сопутствующие товары. И уже летом, вместе с падением цены на металл, коллеги отметили рост числа заказов на металлоизделия и металлоконструкции.
Сила профсоюза
Рад отметить, что Балтийский металлообрабатывающий кластер успешно выполнял свои функции профсоюза металлообработчиков Калининградской области. Команда кластера активно включалась в коммуникации, организовывала общее информационное поле, информируя коллег о проблемных ситуациях, передавала аналитику, полученную от металлообработчиков, в соответствующие госведомства, помогала резидентам с получением государственных субсидий на обучение, продвижение и сертификацию.
Помимо этого, мы провели работу с новыми резидентами индустриального парка «Штальверк» по включению их в реестр особой экономической зоны. Бесконечно радует, что несмотря на сложности, новые инвесторы приходят в регион, наш кластер становится для них бизнес-проводником, а «Штальверк» — площадкой для реализации новых проектов. Сложные времена рождают сильных людей и сильные союзы. А они, я уверен, создадут хорошие времена. Сил и успехов в наступающем году!
Как писал РБК Калининград, в сентябре 2022 года сроки доставки металлических изделий в самый западный регион России выросли до двух с половиной-трех месяцев, но паромы все еще не справлялись с объемами грузов. Как отмечали эксперты, налаживание новых логистических процессов проходило невероятно медленно, нервно и тяжело, существовала конкуренция форматов поставки: генеральные грузы против контейнеров. В основном металлопродукцию поставляли как генеральный груз и он уступал контейнерам по срокам поставки и цене для перевозчиков. Разница в тарифе между этими форматами была почти в 2,5 раза в пользу генерального груза.