Рост затрат на 100%. Гендиректор БМК — о ситуации с металлами в области
Затраты металлообработчиков региона на логистику выросли на 70-100% за последние три месяца, а судов на паромной линии оказалось недостаточно для своевременной поставки необходимого количества металлопродукции в область. Об этом РБК Калининград рассказал генеральный директор «Балтийского металлообрабатывающего кластера» (БМК) Олег Чернов.
Оценивая изменения в региональной металлообрабатывающей отрасли, которые произошли за последние три месяца, он отмечает, что сегодня сбываются все негативные прогнозы, о которых металлообработчики говорили в мае. По его словам, металлообрабатывающие и строительные предприятия региона столкнулись с «колоссальными сложностями с логистикой».
Так, сроки доставки металлопроката в область увеличиваются на два-три месяца, а стоимость затрат на логистику возросла на 70-100%.
Авто и ж/д доставка
Металлопрокат в регион в основном поставляли по железной дороге, теперь этот канал заблокирован и, по оценкам бизнеса, надолго. Сейчас поездами в область можно ввозить только листовой прокат — а это всего 10-15% от необходимого калининградским строителям объема металлопроката, говорит гендиректор БМК.
«Сохраняется проблема с вагонами, но ее актуальность меркнет на фоне размера предложенных Литвой квот. Те мизерные объемы на транзит сортового и фасонного проката, которые были разрешены до конца года, на текущий момент выбраны.
Добавим сюда нервную ситуацию с «Шауляй банком» и принципиальную позицию наших соседей. Одним словом, ж/д артерия стала непригодна для организации поставки необходимого объема металлопроката в калининградский регион», — поясняет Олег Чернов.
Поскольку 85% металлоизделий попадает под санкции, автотранспортом через Литву можно также ввезти не более 15% от общего объема. При этом в последнее время скорость движения несанкционных грузов увеличилась, а тарифы движутся в интервале +/- 20%, объясняет эксперт.
После закрытия проезда через погранпереход на мосту Королевы Луизы в Советске, участники кластера надеются на открытие нового погранперехода в Дубках, который планировали запустить еще в июне-июле, однако этого до сих пор не произошло.
Морские перевозки
Морской путь, связывающий Калининград с рынком Юго-Восточной Азии, оказался фактически «заморожен», поскольку после 24 февраля ведущие перевозчики прекратили выполнять контрактные обязательства по российским договорам и «бросили в европейских портах грузы, предназначенные для российских компаний».
«Сегодня в том же Гданьске лежат тысячи контейнеров, оплаченных калининградскими компаниями. Преодолеть оставшиеся 130 километров до Калининграда оказывается непосильной бюрократической задачей — даже несмотря на наличие дружественно настроенных европейских перевозчиков, готовых взяться за доставку товаров на авто. Польская таможня без объяснения причин блокирует выдачу транзитных деклараций на Россию.
В результате кое-кто, влетая «в копеечку», просто возвращает оплаченный товар по бросовой цене обратно поставщику. Ну а кто-то бьется, пытаясь получить свой груз. Один из наших резидентов, Сервисный центр БМК по обработке рулонной стали, три месяца боролся за свои контейнеры с сырьем и лишь благодаря счастливой случайности сумел вывезти свой товар, заплатив за хитрую схему доставки плюсом 30% от себестоимости закупленного сырья», — говорит Чернов.
Единственной возможностью доставить металлопрокат в российский эксклав сегодня является паромное сообщение. Однако тут участники БМК видят ряд серьезных недостатков, осложняющих работу калининградских предприятий.
Так, имеющихся на линии из Усть-Луги судов недостаточно для доставки всего необходимого объема металлопроката в Калининград. Кроме того, доставка ж/д и автотранспорта на паромах выше, чем сухопутная, что добавляет 20-30% к себестоимости товара.
Из-за очередей на погрузку, поставить вагоны и накатную технику на паромы можно только на октябрь, поясняет Чернов. «Машины мы также почти не рассматриваем, так как сроки доставки тоже датируются октябрем», — говорит он.
«Начинают возникать вопросы к работе портовой инфраструктуры в Балтийске. Сроки загрузки сейчас составляют 2-2,5 часа на один автомобиль. Можно, конечно, ставить машины на загрузку с вечера, но и цена за такую услугу, соответственно, уже выше», — объясняет глава БМК.
Он отмечает, что система работает с перебоями, а многие организационные вопросы до сих пор решаются в «ручном» режиме.
Олег Чернов отмечает, что за прошедшие три месяца резиденты «Балтийского металлообрабатывающего кластера» отработали более 18 вариантов альтернативных поставок металлопроката в регион.
«Сейчас мы с коллегами прорабатываем новую морскую цепочку для восстановления связи с Юго-Востоком. Посмотрим, как покажет себя маршрут «Находка-Питер-Калининград». Пока основной рабочий вариант для нас — это размещение металлопроката в трюмах сухогрузов. Оптимальный вариант в виде ролл-трейлеров пока не оперативен», — резюмирует Чернов.
Как писал РБК Калининград, в начале лета объем предложения российских металлургов и внушительные складские запасы, не вывезенные на мировой рынок, превышали спрос, комбинаты рассматривали возможность сокращения производства.