БМК: расходы бизнеса на электроэнергию ударят по калининградцам
Рост цен на электроэнергию из-за падения экспорта и снижения производства с введением санкций ЕС, серьезно ударит по кошелькам калининградцев. Своими опасениями по поводу подорожания энергоресурсов поделился с РБК Калининград генеральный директор «Балтийского металлообрабатывающего кластера» (БМК) Олег Чернов.
По его мнению, Калининградская область превратилась в энергоизбыточный регион. С начала года выработка в энергосистеме региона достигла 2,81 млрд кВт/ч, при внутреннем спросе всего в 2 млрд кВт/ч.
Руководитель БМК утверждает, что тарифы для калининградцев и объем надбавки для ценовой зоны напрямую зависят от объема поставок за рубеж. Так, в 2020 году стоимость электроэнергии в регионе резко увеличилась из-за падения экспорта в Литву. Тогда регуляторам пришлось снижать тарифы для местных потребителей, распределив затраты — 1,3 млрд рублей — на промышленников из европейской части РФ и Урала.
Летом 2022 года поставки электроэнергии из РФ в ЕС полностью прекратились из-за невозможности проводить денежные расчеты на бирже Nord Pool. Выработка калининградских ТЭС упала на треть из-за остановки экспорта в Литву. Из-за этого четыре новые ТЭС лишились валютной выручки. Оператор станций, «Интер РАО», ищет новых потребителей.
По данным аналитиков, летом 2022 года материковый бизнес заметно снизил потребление электроэнергии — промышленность в европейской части России и на Урале сократила объем покупки мощности на 4% по сравнению с 2021 годом. И количество регионов, снижающих плановые объемы потребления, растет: с начала июля показатель упал уже в 42 регионах. Среди лидеров падения — Курская область (минус 20%), Татарстан (12%), Самарская (10%), Мурманская (8%), Свердловская (2%), Саратовская (6%), Челябинская (4%) области.
«Все меньше электроэнергии потребляют автопром, нефтехимики и металлурги. Экспорт металла закрыт, на рынке — профицит, и металлопроизводители всерьез подумывают погасить некоторые доменные печи. Из-за такого падения спроса финансовая нагрузка на бизнес вырастет: платеж будет распределен на меньшее число потребителей. И, по всей видимости, Урал и европейская часть России скоро перестанут быть «палочкой-выручалочкой» для Калининграда», — отмечает руководитель БМК.
Новые ставки на тарифы
Ситуация, по мнению Чернова, усугубляется тем, что правительство утвердило новые ставки на тарифные планы. Уже с 1 июля 2022 года минимальная цена составит 3 тысячи рублей за 1 кВт присоединяемой мощности, с 1 июля 2023 года — 4 тысячи, а с 1 июля 2024 года — 5 тысяч рублей. Максимальная ставка — 10 тысяч за 1 кВт, но региональные власти могут установить и более высокую по согласованию с федеральным регулятором.
30 июня 2022 года правительство повысило цены также для малого и среднего бизнеса, обязав его оплачивать расходы на строительство новых сетей. В Минэнерго и в «Россетях» от этих мер ожидают снижения тарифов на передачу электроэнергии и роста надежности энергоснабжения.
Льгот лишились производства до 150 кВт. По новым правилам, до конца года в стоимость технологического подключения будет включаться до 50% таких расходов, с 1 января 2023 года — уже 100%.
Прежние льготные условия сохранятся только для объектов, которые находятся в пределах 200 м от существующей сети в городах и 300 м — в сельской местности.
«Не надо думать, что переживания по поводу роста тарифов касаются только производственного металлообрабатывающего бизнеса. Расходы на электроэнергию — это обязательные затраты любого бизнеса. И каждый предприниматель заложит свои расходы в финальный ценник», — отмечает Чернов.
За последние три года тариф, который устанавливает Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии в Москве, увеличился почти в два раза. При этом тариф, который утверждает региональная Служба по тарифам, вырос на 50%. А часы ограничений пиковой нагрузки по производственному календарю в 100% объеме приходятся на основной рабочий день.
Как ранее писал РБК Калининград, затраты металлообработчиков на логистику выросли на 70-100% за последние три-четыре месяца, а судов на паромной линии оказалось недостаточно для своевременной поставки необходимого количества металла в область.