«У нас евро растет»:эксперты — о ценах на морепродукты из-за коронавируса
Пандемия коронавируса заметно ударила по мировым рынкам экзотических морепродуктов — их стоимость снизилась. Так считает президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, пишет ТАСС. РБК Калининград узнал, стоит ли ждать снижения стоимости рыбопродукции в регионе.
HoReCa
«Снижение цен коснулось живых лобстеров, крабов, креветок и атлантического лосося. В феврале текущего года резко снизилась цена на живого канадского лобстера, для которого Китай был основным рынком», — цитирует издание эксперта.
Алексей Буглак отметил, что живая и охлажденная морская продукция премиальных видов в большинстве реализуется через гостинично-ресторанный бизнес (HoReCa). Например, стоимость канадского лобстера снизилась с 8 долларов в январе этого года до 6 долларов за килограмм в феврале. Резко подешевел и атлантический лосось из Норвегии и Чили — с 7,8 евро до 6,2 евро за кило и с 5,9 доллара до 5,2 доллара за килограмм соответственно.
«Логика в снижении цен на экзотические морепродукты есть, но в действительности, учитывая текущий курс евро, цены поставщиков, скорее всего, только вырастут. И также учитывая настроения на рынке, сам спрос гостей на эти экзотические продукты может упасть до минимума. Так что цены, скорее всего, подрастут, и при этом спрос будет снижаться», — рассказал глава сети ресторанов «Британника» Максим Здрадовский.
Ритейл
По словам заместителя генерального директора компании «Spar-Калининград» Алексея Елаева, пока поставщики не снижают цены на такой вид продукции. Но стоит учитывать, что «морская экзотика» закупается в валюте.
«У нас из экзотики есть устрицы, но цены на них не менялись, переоценок не было, и про изменение оптовых цен нам пока неизвестно. Может, до нас это и докатится. Но надо учитывать, что в России устрицы не выращивают и закупочная цена валютная, поэтому тут сочетаются два фактора, там где-то коронавирус, а у нас евро растет. Снижения цен пока мы не видим там, где мы закупаем», — подчеркнул Елаев.
Производство
Глава рыбколхоза «За Родину» Сергей Лютаревич тоже считает больше́й проблемой колебание курсов валют, нежели пандемию со штаммом COVID19. По его мнению, блюда из морепродуктов могут не подешеветь, а, наоборот, подорожать в регионе.
«С курсом валют ситуация намного сложнее, ведь основная составляющая продукции сегодня импортная — это или Китай, или европейские страны, я не говорю про наше балтийское сырье, а все остальное у нас импортное: жесть, лак, томатная паста. Ничего хорошего нет, и риски от того, что повысятся цены, конечно, есть. Только кто это будет покупать? Вот главный вопрос», — акцентировал внимание Лютаревич.
В большей степени это зависит не от коронавируса, а от наличия денег у покупателей, считает бизнесмен. «Денег у людей нет, и мы это видим на своих продажах, именно на среднем чеке, мы видим, что количество людей не стало меньше, а средний чек упал на 20% в последний месяц-полтора», — добавил он.
Консервы подорожают
Предприятие проанализировало ситуацию и пришло к выводу, что, к примеру, килька в томатном соусе может подорожать на 15–17%. «Получается, что из-за того, что томатная паста импортная, то до 15–17 % может подняться стоимость консервной продукции. На рыбу, которую мы ловим сами, мы поднимать цены не будем, а все, что касается импортного, валютного, то придется повысить стоимость», — отметил Лютаревич.
Речь идет о консервах, выпущенных после 10 марта, когда стал учитываться курс валюты, действующий сейчас на импортные составляющие в каждой баночке. «Консервная продукция стоит на складе 20 дней, а затем идет в отгрузку, реализацию. Сегодня в рознице продаются рыбные консервы, выпущенные до 10 марта 2020 года, и на эту продукцию мы точно и, надеюсь, сети цены не повысят. При отгрузке 10 марта плюс 20 дней, то есть 1 апреля, цена повысится, на сколько — пока не скажу, связано с курсом валюты», — пояснил глава рыбколхоза «За Родину».
Розница
Однако коронавирус все-таки влияет на розницу, считает Лютаревич, так как «эта тема каждый день нарастает». «Паники нет, но и ничего хорошего в рамках стабильности тоже нет. Почему люди в Польшу ездили за продуктами? Потому что там дешевле, и это не значит, что они придут к нам в магазины и будут покупать дороже, нет, люди просто меньше будут покупать и откроют запасы. Вот эта обстановка не очень комфортная, потому что прогнозировать объемы продаж и, соответственно, объемы производства во время таких моментов очень сложно», — заключил Лютаревич.
Как ранее писал РБК Калининград, туристический бизнес региона столкнулся с большими проблемами из-за пандемии коронавируса, а из-за скачка курса валют могут подорожать лекарства. Как вирус влияет на разные сферы калининградского бизнеса, — в материале редакции.