СМИ: «Автотору» перестали субсидировать сборку BMW
Холдинг «Автотор» из-за специнвестконтракта (СПИК) перестал получать компенсации утильсбора на выпускаемые в Калининграде по контрактной сборке машины BMW. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники.
В Минпромторге изданию косвенно подтвердили отсутствие компенсаций, заявив, что все автоконцерны со СПИК имеют возможность получать промсубсидии «в соответствии с общими правилами», «при этом производство автомобилей BMW осуществлялось в соответствии со СПИК до 1 июля 2021 года». На вопрос о компенсациях после 1 июля в «Автоторе» изданию не ответили.
Утильсбор выплачивается за все импортируемые и выпускаемые в России автомобили. Компенсации — один из ключевых параметров рентабельности автопроизводства в стране.
Ранее глава BMW Group в России Штефан Тойхерт заявил, что компания отказалась от планов строить собственный завод в России, а вместо этого планирует углубить производство на площадке «Автотора» в Калининграде, что выгодно из-за географической близости региона к Германии.
Генеральный директор АО «Автотор» Руслан Садыков сообщил «Коммерсанту», что в случае подписания контракта с немецким концерном «предусматривается углубление локализации, включая сварку и окраску кузовов, по всем моделям, которые экономически будут удовлетворять интересам обеих сторон». Сроки зависят от согласования условий проекта с Минпромторгом, а также поставок и монтажа оборудования на производственных мощностях.
Но по данным «Коммерсанта», заявка на изменение СПИК «Автотора» пока не выносилась на межведомственную комиссию. В самом BMW на вопрос о том, обсуждается ли сварка-окраска всех моделей, которые концерн будет выпускать в Калининграде на площадке «Автотора», ответили, что «на данном этапе не готовы комментировать модельный ряд, для которого планируется мелкоузловая сборка». Издание считает, что таким образом автоконцерн косвенно подтверждает отсутствие планов сварки и окраски.
Источники «Ъ» отмечают, что для машин BMW остались субсидии, компенсирующие импортные пошлины. Один из экспертов уверен, что продолжение сборки без углубления локализации выгодно немецкому концерну. Другой собеседник полагает, что создание линий по сварке и окраске не только потребует инвестиций, но и займет несколько лет.
Однако в «Автоторе» рассказали, что для них не действуют льготы по ввозным пошлинам как участникам Особой экономической зоны. Но согласно документам, которые фигурировали при обсуждении возможного размещения завода двигателей Hyundai в Калининграде в 2019 году, до 2020 года «Автотору» компенсировалось 100% таможенных пошлин на товары. С 1 января 2020 года размер компенсаций должен был ежегодно снижаться на 5% и обнулиться к 2031 году. Такие условия были определены в 2016 году после отмены таможенных льгот при вступлении РФ в ВТО. Ни один другой автозавод сейчас компенсаций пошлин не получает.
По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, если пошлины компенсировать будут в прежних объемах, то повышение локализации маловероятно: «Если же есть вероятность отказа от них, то BMW будет рассматривать сварку и окраску». Инвестиции в сварку и окраску могут составить несколько десятков миллионов долларов, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», и имеют смысл только при расширении присутствия, «при этом премиальный сегмент не безразмерный».
Как писал РБК Калининград, в декабре 2020 года основатель «Автотора» Владимир Щербаков рассказывал, что холдинг продолжает переговоры о продолжении сотрудничества с BMW.