BMW хочет углубить калининградскую локализацию
Немецкий автомобильный концерн BMW определился, как будет дальше развивать производство в России. Глава BMW Group в России Штефан Тойхерт заявил в интервью Газете.ру, что компания отказалась от планов строить собственный завод в России, а вместо этого планирует углубить производство на площадке «Автотора» в Калининграде, что выгодно из-за географияческой близости региона к Германии.
«Да, мы рассматривали этот вопрос (строительства завода — прим. РБК Калининград) с российским правительством. К сожалению, мы не смогли прийти к оптимальному решению по СПИКу (специнвестконтракт — прим. РБК Калининград) до того момента, когда условия его заключения изменились. Поэтому мы все еще ведем переговоры с нашим нынешним партнером «Автотором» о расширении наших производственных мощностей или производственных мощностей «Автотора» в Калининграде, что, скорее всего, и произойдет. И мы ожидаем решения в течение этого года», — цитирует Тойхерта российское издание.
Газета.ру напоминает, что о планах баварского концерна подписать СПИК отдельно от «Автотора» и построить завод в индустриальном парке «Храброво» стало известно в конце апреля 2019 года. Но достичь компромисса и заключить взаимовыгодное для BMW и российского правительства соглашение так и не удалось.
«Цена локализованных автомобилей из-за потери различных субсидий со стороны государства становится более высокой и для нас, и для клиентов», — говорил Штефан Тойхерт в январе 2021 года (цитата по ТАСС).
Издание пишет, что на «Автоторе» не прокомментировали перспективу дальнейшего сотрудничества с BMW, сославшись на то, что это противоречит договоренностям с партнерами.
Что говорят эксперты
Производственная площадка в России жизненно необходима немцам в условиях жесткой конкуренции в премиум-сегменте, считают эксперты. С одной стороны, иметь собственный завод BMW было бы выгоднее, но с другой — сотрудничество с «Автотором» проверено временем, значит, проблем с качеством не будет, считает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«Баварцы даже сами признавали «Автотор» своим лучшим сборочным производством, поскольку из-за небольших объемов там есть возможность проконтролировать качество на всех этапах внимательно. В любом случае BMW выгодно иметь здесь собственное производство иначе Mercedes-Benz с заводом в Подмосковье легко выдавит баварский концерн с российского рынка», — говорит он.
«Автотор» испытывает проблемы с загрузкой мощностей, поэтому BMW может рассчитывать на выгодные условия сотрудничества с автохолдингом Калининграда.
«Для «Автотора» это тоже вынужденный шаг. Если объемы контрактной сборки в Калининграде снизят Hyundai и Kia, то российский завод всеми правдами и неправдами будет пытаться оставить у себя BMW», — отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
В декабре 2020 года РБК Калининград публиковал интервью основателя «Автотора» Владимира Щербакова, который, в частности, рассказывал, что переговоры о продолжении сотрудничества с BMW холдинг продолжает.
«Мы работаем сейчас над этой темой, ищем решения, строим завод. Продолжается работа. Все могло быть решено много раньше. Ещё в 2013 году Автотор и BMW разработали программу совместного инвестпроекта, предусматривающего создание завода полного цикла по производству 50 тыс. авто в год. Создали совместное предприятие и начали работу на территории автокластера. Инвестировали совместно около €30 млн., только грунта на площадке сняли почти 1,5 млн. тонн. Договорились с правительством РФ о
строительстве дорог, магистральной инфраструктуры. Все шло по графику. Однако кто-то, где-то решил, что мы слишком хорошо живём, стали слишком большие и пора нам аппетиты подрезать. В этой связи BMW сказали: «Что может Автотор такого, чего не может никто другой?» Одни им предложили, как, например, Корпорация развития Калининградской области, инфраструктуру в кластере «Храброво». Мы действительно затребовали от BMW в соответствии с соглашение инвестировать 15 млн. долларов в финансирование дорог, инфраструктуры и других строительных работ. А им говорят: «Зачем? Переходите в «Храброво», мы там всё сделаем за свой счёт. Ещё и субсидируем до 30% суммы инвестиций. Единственное условие — будет новый партнёр». Одновременно в начался другой разговор: а почему, собственно, BMW должен быть в Калининграде, а не в Питере? В Питере закрылся фордовский завод. Давайте мы договоримся, и отдадим его BMW в кредит, заплатим, если нужно, зато он придёт на готовую площадку... Это приостановило переговоры с Калининградскими командами. Они изучали условия Санкт-Петербурга. Пока обсуждали, губернатор Московской области говорит: «Что может быть лучше Московской области? У нас тут Мерседес, мы вам рядом дадим площадку, два таких завода в Московской области! Мы богатые, всё решим!». В BMW говорят: «При такой-то конкуренции, Автотор должен нам предложить что-то более выгодное». Мы говорим: «Ну да-да, там вам дают обещания. Вполне возможно они их выполнят. Но мы с вами работаем 20 лет, при всех трудностях зарабатываем деньги каждый день. Хотите попробовать самостоятельно и отдельно от нас? Имеете право. Но Автотор улучшать условия больше не может. Экономика проекта этого не позволяет». А про себя думаем, что при сворачивании стимулов для инвестиций в ОЭЗ, как бы и действующих условий не лишиться. В общем, потеряли на этом минимум пять лет. Завод давно бы был построен и работал на полную мощьность. А теперь и рынок другой, и технический прогресс изменил многие параметры проекта, и проектное финансирование по приемлемым ставкам из ЕС маловероятно, и BMW вошёл в период полной замены модельного ряда. И законодательство по ОЭЗ серьезно изменяется в неблагоприятную для нас сторону. В общем, совсем другие условия и другой инвестклимат.
Если говорить иносказательно, то у нас процесс жениховства. Я бы сказал, напоминает колебания девушки перед свадьбой. Много красивых принцев предлагают руку и сердце, некоторые ещё и кошелёк, а другие козыряют близостью к государю… Трудный выбор», — рассказывал тогда Владимир Щербаков.