«Ждем окно возможностей». Калининградские экспортеры — об ударах кризиса
После того, как иностранные перевозчики отказались доставлять российские грузы, экспортеры Калининградской области столкнулись с большими проблемами. Осложнен вывоз продукции из региона как за рубеж, так и на основную территорию России. Паромное сообщение, призванное помочь компаниям, — даже при росте курсов валют почти на 20% — выходит дороже, чем наземные перевозки. Об этом РБК Калининград рассказали руководители нескольких предприятий-экспортеров.
Логистика
Один из крупнейших отечественных производителей мототехники в России — калининградский завод Baltmotors приостановил поставки техники в Европу и Америку.
«Экспорта нет. Покупатели хотят купить продукцию, но мы не можем вывезти ее из Калининградской области или привезти сюда, потому что порты заблокированы и морской путь не работает. Паромы работают на Россию, а нас интересует Европа, Америка и Канада. Мы ждем, когда появится какое-то окно возможностей по вывозу продукции, потому что у нас на большую сумму готовая продукция лежит на складе и в порту. У нас есть и российский бизнес, на который мы пытаемся переложить остатки наших денег и сил», — сообщил президент Ассоциации экспортеров Калининградской области (АЭКС), директор Baltmotors Дмитрий Сивков.
Воспользоваться паромом пришлось крупнейшему в области деревообрабатывающему комплексу «Лесобалт». Его руководитель Александр Орехов рассказывает, что железнодорожники поднимают тарифы за использование их транспорта. Компания взяла в аренду вагонный состав, чтобы немного сэкономить на грузоперевозках.
«Даже при подорожании валюты, которой мы оплачиваем Литву и Беларусь, все равно паромная переправа стоит на порядок дороже железнодорожного транспорта. Это спасение из безвыходной ситуации, но ни в коем случае не правильное экономическое решение и помощь предприятиям. Паром должен быть, но он должен быть альтернативой другим видам доставки и не самой дорогой, а сейчас он дороже на большой порядок цифр. Мы оплачиваем грузы сразу в обе стороны, заказываем вагоны, которые пойдут через месяц-полтора, но должны оплатить их сейчас. [За грузоперевозки по России] мы платим дороже, чем все россияне — это неправильно. Этот вопрос надо решать на федеральном уровне», — убежден Орехов.
Сложности с валютой
У Baltmotors возникли проблемы с получением платежей из Америки. Компания-покупатель опасается отправлять деньги из США в Россию из-за проверки государством всех долларовых платежей.
«Мы равнодушны к курсу доллара. Мы даже не успели порадоваться высокому курсу, поскольку ничего не могли получить от наших клиентов», — говорит Дмитрий Сивков, комментируя новость о резком снижении курса валюты 29 марта.
У «Лесобалта» сложностей с платежами в валюте не было. «Они были у перевозчиков, но сейчас все молчат, значит, все нормально», — констатирует Александр Орехов.
Переориентация на Россию как выход
Несмотря на все сложности с поставками в иностранные государства, Дмитрий Сивков не считает переориентацию на российский рынок на 100% подходящим вариантом для завода. По маржинальности и объемам продаж экспортный рынок все-таки остается в приоритете, говорит руководитель Baltmotors.
«В России мы зарабатываем гораздо меньше — объемы не те и платежеспособность [населения] падает. Мы будем делать все возможное, но для нас пока ничего хорошего [нет]».
«Лесобалту» приходится переориентироваться на отечественный рынок. Английские и немецкие партнеры стали отказываться от сотрудничества. Только за март продажи внутри России увеличились с 3-4 млн рублей до 10 млн рублей.
«С осторожностью готовим продукцию на экспорт. Работаем с местным рынком, Москвой. Получили информацию по российской бирже, прорабатываем вопрос, с китайской стороной, чтобы использовать нашу высокотехнологичную продукцию в контейнерных перевозках. На Россию работать сложнее, поскольку там есть свои производители. Мы пытаемся использовать наши ресурсы для калининградского рынка. <...> Несмотря на все это, нормально работаем, работаем с остатками», — подчеркнул Александр Орехов.
Помощь от государства
Руководители компаний отмечают, что пока реальной помощи от федеральных или региональных властей не получали.
«Мы просили дать нам оборотное финансирование взамен того, что у нас выпало из-за заблокированных товаров, потому что не можем получить деньги от поставщиков. Просили, чтобы нам частично заместили выручку на срок до полугода. И федеральной поддержки нет. Мы ждем. Конструктивно работаем с региональным правительством, подсказываем им. С 24 февраля прошел месяц с лишним — это достаточно большой срок. Запрос есть у правительства, но пока результатов нет», — рассказал Дмитрий Сивков.
Александр Орехов заявил, что его компании нужна не столько финансовая поддержка, сколько помощь войти в местные леса в качестве арендатора.
«Сейчас та ситуация, когда надо использовать кризис для расширения возможностей. Нам не надо денег, мы готовы увеличить количество рабочих мест в два-три раза, если разрешат вход в местные леса через аренду. Нужно провести конкурс или аукцион, чтобы у лесов были хозяева. Лес, упавший во время ураганов, надо убирать, чтобы он не создавал пожароопасные ситуации и в нем не разводились короеды. Аренда леса — это рабочие места, пожарная и санитарная безопасность, лесовосстановление, дрова для населения», — уверен Орехов.
Как писал РБК Калининград, региональное правительство разрабатывает меры поддержки предприятий. Власти создали антикризисный оперативный штаб. На прошлой неделе калининградский бизнес провел онлайн встречу с уполномоченным по правам предпринимателей при президенте РФ Борисом Титовым. По итогам этого совещания он предложил первому вице-премьеру Андрею Белоусову вернуть бюджетные компенсации расходов на железнодорожные грузоперевозки в область и из нее, действовавшие до 2018 года.
Повтор материала от 30 марта