«Цены на прилавке пока держим». У производителей меда растут затраты
Калининградские производители испытывают проблемы с реализацией меда. По мнению собеседницы РБК Калининград, владелицы собственной пасеки и главы хозяйства «Виштынецкие дары» Натальи Крынковой, сложности с упаковкой и сокращением объемов сбыта возникли на фоне ввода европейских санкций.
«Мы, допустим, очень сильно завязаны на привозной таре: стеклобанке, пластиковой таре, которая, став санкционным товаром, едет сюда теперь только паромом. Соответственно идет высокое удорожание поставок, в этом плане мы пострадали», — объяснила предприниматель.
Она призналась, что еще не пыталась оформить документы на получение бюджетной субсидии для транзита запрещенной стеклобанки, но уверена, что в региональном минсельхозе ей не откажут.
«У нас еще есть запасы стеклобанки. Поэтому пока только все узнаем, мониторим. Теперь стало ясно, что ценник вырос существенно. [...] Мы же ищем варианты», — рассказывает Наталья.
К слову, о вариантах. Сегодня нестеровские медовики активно работают с местными производителями тары, которая, по их мнению, не уступает той, что ввозили раньше.
«Есть подвижки в плане импортозамещения. В нашем регионе ребята из «LaptauPlast» производят достаточно достойную пластиковую тару. А вот стеклобанку у нас не приобрести, она вся идет из центральной России», — сожалеет Крынкова.
Остаются пока импортными и этикетки.
«Мы сотрудничаем с большой типографией, они нам печатают этикетки на винной бумаге, а она европейская. Сейчас надо заказывать новую партию, а я не знаю, во что это выльется. Каждый раз новый ценник», — сетует Наталья, попутно отмечая, что, возможно, задачу с доставкой стеклобанки получится упростить.
«На бизнес-форуме в Светлогорске общались с «Балттарой», это местные производители упаковки. Оказалось, что они работают также на привоз стеклобанки. Может быть, в нашем случае, будет проще работать с ними. Будем все рассчитывать по мере поступления проблем. Потому что все переигрывается практически каждую неделю», — отмечает производитель.
Издержки пчеловодов растут, но повысить цены на конечный продукт пока особо не получается, в том числе, из-за ограниченного спроса и сокращения объемов реализации.
«В нашем случае проблем с производством, то есть с добычей меда нет. Но по объемам реализации <...> спад чувствуется, конечно. Покупательская активность стала меньше.
Мы работаем с ведущими ресторанами Калининграда и области и, несмотря на большой поток гостей, который к нам в регион приезжает в высокий туристический сезон, спад есть. Розница тоже прихрамывает.
В целом, не скажу, что глобально, но все это сказалось на удорожании продукции. Из-за того, что мы везем тару обходным путем, идет ее удорожание, рост себестоимости, и, как следствие, рост цен на прилавке. Но для конечного покупателя пытаемся любыми способами, иной раз в минус себе, сохранить доступность нашей продукции», — объясняет ценообразование глава хозяйства.
По данным Калининградстата, с начала года 1 кг пчелиного меда подорожал с 582 до 629 рублей, то есть на 17%.
Как утверждает собеседница, все сопутствующие затраты выросли, как минимум, на четверть. Для увеличения сбыта Наталья Крынкова мечтает выйти со своей продукцией на рынки материковой России. Но пока, по ее признанию, это очень сложно сделать в силу географического расположения эксклава.
«Мы находимся в таком обособленном месте, что вывезти свой продукт с территории региона проблематично в силу того, что для этого надо преодолеть кучу нюансов. В частности, надо подтверждать принадлежность своего продукта, принадлежность той же тары. Это очень сложно.
Не так давно приезжали представители сети гипермаркетов «Ашан», они загорелись нашими стиками с медом. По примеру московских коллег, стали делать у себя порционный мед, по примеру пакетиков с сахаром, какие можно взять на заправках, кафе, у нас теперь пакетики с медом. Ашан выразил готовность приобретать у нас мед для своего ассортимента, но мы столкнулись с тем, что все составляющие и саму продукцию надо подтверждать. А с этим у нас пока сложности», — резюмирует Крынкова.
Новый эксперимент по беспошлинной электронной торговле не может помочь производителям. Если только они не будут отправлять товар как физлицо физическим лицам партиями до 1 килограмма.
Напомним, электронная торговля позволяет беспошлинно отправлять товары из свободной экономической зоны физическим лицам на территорию основной России, оформляя вывоз по пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов. Такой порядок применяется для товаров весом до 1 кг и стоимостью не более 1000 евро. Эксперимент будет проводиться до 30 июня 2025 года, писал РБК Калининград.