Эксперимент или новый порядок. Что будет с отправкой посылок в регионе
Уже больше десяти дней находятся в напряжении калининградцы, желающие отправить или получить посылки в другие регионы России или из них. 10 апреля оказалось, что сделать это через логистические компании вдруг стало невозможно — те временно приостановили отправку. С посылками теперь работает только “Почта России”, и то не так, как всегда — к отправлениям теперь нужно прикладывать опись. Жизнь усложнили поправки к закону «Об Особой экономической зоне». РБК Калининград разбирался, что изменилось для отправителей, физических и юридических лиц, как этот механизм работает сейчас и что будет дальше.
Что с сервисами доставки
В компании СДЭК пока принимают к отправке посылки только от юридических лиц и только юридическим лицам. При этом на груз должен предоставляться полный пакет документов. Здесь ссылаются на новые поправки в российский закон №16-ФЗ.
«На данный момент отправлять посылки для физических лиц из Калининграда временно может только «Почта России». Как долго это будет, пока неизвестно, процедура согласования на стадии обсуждения», — прокомментировали в пресс-службе компании.
В СДЭК все-таки не теряют надежды возобновить работу с физлицами — планируют воспользоваться упрощенным режимом подтверждения статуса товаров таможенного союза.
«Мы, с вступлением изменений к приказу [таможни прим.ред], планируем подтверждать статус в стандартном режиме», — поделились планами в компании и предположили, что для отправки грузов от отправителя может потребоваться предоставление дополнительных документов.
В СберЛогистике калининградцы также не смогут сейчас отправить посылку на материк.
«По какой причине отменили, я прокомментировать не могу. Это, возможно, из-за того, что из Калининграда большие задержки идут, и поэтому клиенты крайне недовольны», — предположил представитель компании в беседе с “Business FM - Калининград”.
В службе доставки Boxberry подтвердили, что изменения коснулись только физических лиц, которые отправляют посылки из Калининградской области в другие регионы России. А посылки сюда идут в прежнем режиме, также как и внутри региона.
«Местные власти и таможня заинтересованы в том, чтобы процесс был налажен быстро и активно помогают. Изменения затронули и почту, и коммерческие курьерские службы (в том числе Boxberry). Мы все ждем разъяснения ФТС (Федеральная таможенная служба - прим. ред.). Когда мы их получим, сможем перестроить логистику в соответствии с новыми требованиями и возобновить прием посылок», — рассказала РБК Калининград директор Boxberry в макрорегионе Центр Ирина Сельченкова.
При этом руководитель заверила, что стоимость доставки пока останется прежней.
«Сначала мы обновим логистические процессы, затем посмотрим, как изменилась их экономика и требуется ли пересматривать тарифы», — объяснила она.
Коммерческий отказ
Директор управления Федеральной почтовой службы по Калининградской области Сергей Аронов заявляет, что отправлять посылки с 10 апреля другие почтовые операторы перестали по собственной инициативе. По его словам, теперь это для них стало невыгодно.
«Это их сугубо коммерческое решение. Для понимания, они нам в любом случае сдавали эти посылки, и мы их везли на основную территорию Российской Федерации. Мы от сотрудничества с ними не отказываемся, просто это их решение. <...> Раньше они могли нам сдать укрупненную консолидированную партию — это посылка, а внутри лежит 10 посылок от физических лиц. Мы принимали, таможня досматривала. Теперь же, согласно законодательству, они нам должны сдавать посылки поштучно. Не так, что пленкой обтянули 10 посылок в один куб, а каждую поштучно. Соответственно, компании приняли решение пока не работать на прием у физических лиц. Но мы на себе этого особенно не ощутили, доля рынка у нас и так была существенная», — цитирует руководителя управления «Business FM Калининград».
На «Почте» все спокойно
Тем временем, «Почта России» доставляет посылки и письма в Калининградскую область в обычном режиме. Одна деталь: теперь клиентов просят описывать состав каждого отправления.
«С 18 апреля изменились правила оформления исходящих из региона отправлений. Для проведения таможенных операций клиентам теперь нужно заполнять опись вложения (на основании N 84-ФЗ от 18.03.2023 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по созданию условий для упорядоченной электронной торговли товарами")», — рассказала РБК Калининград руководитель по внешним коммуникациям «Почты России» по Северо-Западу Людмила Чехова.
В описи нужно указывать ФИО отправителя и получателя, даты их рождения, сведения о каждом вложении: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование), производителя, марку, модель, количество и единицы измерения, стоимость в рублях. Обещают, что бесплатные бланки предоставит оператор любого почтового отделения. Заполнять форму советуют очень внимательно.
«Таможенная служба может не пропустить почтовое отправление, если документы не будут соответствовать заявленным требованиям», — объяснила руководитель.
Один на всех оператор
Все эти нововведения в Калининградской торгово-промышленной палате (КТПП) объясняют принятыми изменениями в федеральный закон № 84-ФЗ «О проведении на территории Калининградской области эксперимента по упорядоченной электронной торговле товарами», которые вступили в силу с 18 апреля. С этим связано и внесение поправок в другие законодательные акты, в том числе в упомянутый выше 16-ФЗ, на который ссылаются сервисы доставки.
«На этапе внесения поправок в законодательство обсуждался и вопрос о едином операторе. Заявку на исполнение его функций подала только «Почта России». Фактически иные почтовые операторы, работающие в регионе, должны также пользоваться услугами “Почты России”», — прокомментировала ранее вице-президент КТПП Марина Фицак.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светланы Нижегородовой, в рамках предстоящего с 1 июля эксперимента по упрощению электронной торговли у компаний с почтовыми лицензиями есть два варианта: либо они продолжат работать как перевозчики при получении определенных разъяснений от таможни, либо будут отправлять посылки через единого оператора, которым по новому закону назначена «Почта России».
Версия властей
В правительстве Калининградской области, напротив, утверждают, что эксперимент по упрощению электронной торговли и новшество по отправке и доставке посылок — это «две большие разницы». И что одно никак не связано с другим.
«Ситуация с посылками, которые отправляются через почту России, связана с исполнением давно ожидаемых требований федерального законодательства, повторяющих положения Таможенного кодекса ЕАЭС. Речь идет о необходимости предоставления определенных сведений при отправке посылок. Почта России в настоящее время работает над тем, чтобы сделать процесс их предоставления максимально удобным для граждан», — пояснили в областном министерстве экономического развития, промышленности и торговли.
Решение проблемы
Региональные власти заверяют, что буквально через несколько дней прием отправлений от физических лиц в СДЭК и других подобных компаниях должен возобновиться.
«На рабочем совещании в правительстве Калининградской области с участием представителей областной и Центральной почтовой таможен, представителей Почты России и бизнеса
выработан алгоритм для обеспечения стабильной дальнейшей работы этих компаний. Прежде всего, он потребует внедрения определенных организационных решений в таможне, что займет буквально несколько дней, а также настройки алгоритма работы компаний», — рассказали в пресс-службе областного правительства.
В «Почте России», в свою очередь, пообещали приложить все усилия, чтобы минимизировать сроки доставки отправлений.
Повтор материала от 21 апреля