«1-2 талона стараемся держать». Как частные клиники меняются из-за COVID
Пандемия коронавируса навсегда изменила и государственную, и частную медицину. В коммерческих клиниках появляются новые услуги, связанные с ковидом и реабилитацией после него. В частном здравоохранении Калининградской области фиксируют рост числа пациентов и спроса на услуги. Какие итоги года считают главными представители отрасли, разбирался РБК Калининград.
По мнению руководителей частных клиник, 2021 год был успешнее 2020, поскольку не было жесткого карантина. Смягчение ограничений в прошлом году позволило медцентрам принять больше пациентов, чем годом ранее и не прерывать работу.
В сети клиник «Апрель», например, по итогам прошлого года отмечают прирост числа пациентов на 7%.
«Слышал, что часть коллег, например, по стоматологии 2021 год считает не самым успешным. Но это скорее не из-за снижения в потребности услуги, а по другим причинам», — говорит исполнительный директор медицинского центра «Апрель» Денис Рожнов.
Не зафиксировали падения потока клиентов и выручки и в клинике «Арсмедика».
«Есть дополнительные издержки, которые связаны с тем, что у нас есть ограничения по приему людей с признаками ОРВИ и повышенной температурой. Но есть и повышенная востребованность анализов на обнаружение ковида — ПЦР, исследования на антиген, проверка на антитела», — говорит ее директор и совладелец Олег Гергель.
Адаптируясь к современным реалиям, многие клиники региона ввели в пакет своих услуг принципиально новые постковидные чекапы и программы восстановления для людей с осложнениями после болезни, услуги телемедицины. Частные медцентры стали активнее закупать компьютерные томографы и аппараты МРТ — чтобы увеличить количество исследований, в том числе, для переболевших коронавирусом.
«У нас прием кардиолога расписан наперед. В структуре приема мы видим, что увеличилось количество людей, которые обращаются после коронавируса, и тех, чьи болезни наши доктора расценивают как постковидные осложнения (с проблемами желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистыми заболеваниями, невралгией)», — отмечает Гергель.
«Многие наши коллеги занялись телемедициной и прочими историями, на которые, сказать честно, пока большинство пациентов смотрит с большим недоверием. Как и доктора. Да и круг вопросов, диагнозов, случаев для таких консультаций достаточно ограничен», — пояснил Денис Рожнов.
Остановка плановой помощи
Приостановка плановой медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях не коснулась частников. Руководитель «Арсмедики» отмечает, что при равном уровне оказания услуг мало кто захочет пойти в частную клинику, если получить помощь можно бесплатно по ОМС.
«В частные клиники обращаются за экстренной помощью или если людей не устраивает, например, время приема в поликлинике», — поясняет Олег Гергель. При этом он называет «категорической ошибкой» приостановку плановой помощи для детей.
«Детей просто так не госпитализируют, на это есть веские основания. И не делать плановые операции, переносить их еще дальше — сомнительная история», — полагает эксперт.
С ним согласен и Денис Рожнов.
«Ошибка думать, если закрыли плановый прием в поликлиниках, все люди бегут на платный прием в частные клиники города. Это далеко не так.
Пациенты записываются только для получения экстренной и неотложной помощи, по так называемой «острой боли», когда нужно срочное назначение лечения и снятие приносящих боль и неудобство симптомов. При этом мы делаем все, чтобы к нашим оториноларингологам (лор-врач, ухогорлонос) всегда можно было попасть. Один-два талона мы стараемся держать для обращений по «острой боли» всегда», — говорит Рожнов.
Рост цен и дефицит кадров
За прошедший год цены на услуги врачей и процедуры в частных клиниках выросли. В основном это связано с увеличением стоимости расходных материалов, реагентов, импортного оборудования, которое закупают на иностранную валюту.
«Значительно выросли, но потом стабилизировались, цены на самые банальные расходники — маски, перчатки, бинты. Пандемия оказалась «хорошей» возможностью увеличить стоимость на позиции, которые годами особо даже не учитывались в работе клиник, так как составляло не значительную часть стоимости услуги», — рассказывает директор медцентра.
Олег Гергель, в свою очередь, отмечает, что в 2021 году в их клинике цены поднимались всего один раз — на три процента. Незначительно выросли и цены на приемы врачей. При этом оба собеседника говорят, что в Калининградской области давно наблюдается дефицит медицинских специалистов.
«Дефицит врачей в Калининграде был всегда. Во всех отраслях помимо стоматологии, и в некоторых узконаправленных специальностях нехватка кадров остается до сих пор. Именно из-за этого дефицита
мы давно уже не ищем врачей внутри области, а в основном привозим с остальной территории России.
Для этого были разработаны специальный меры поддержки и помощи при переезде для наших сотрудников. Это расходы, которые вынужден брать на себя работодатель в калининградских реалиях», — поясняет Денис Рожнов.
Что будет дальше
«Мы уже никогда не вернемся к допандемийному настроению и ощущению в жизни. Это невозможно. В экономическом и бытовом плане мы уже привыкли к тому, что происходит вокруг. Коронавирус раз и навсегда изменил наше отношение к своему и чужому здоровью, к соблюдению всех требований гигиены.
Сейчас нас окружают антисептики, а руки мы моем так, как при воспитателе в садике не мыли. Но зубы как болели, так и продолжают болеть и требовать ухода и лечения. Как люди болели простудой раз-два в год, так это и происходит. Терапевт, ЛОР без работы не останутся никогда. Но вести прием теперь без сатурации уже невозможно, хотя всего три-четыре года назад мы и не знали, что исследование на кислород в крови нам будет нужно.
Поэтому если новых жёстких версий карантина не будет, то с частной медициной ничего страшного не произойдет», — уверен Денис Рожнов.
Как писал РБК Калининград, в апреле 2020 года представители калининградской частной медицины заявляли, что на фоне ограничений и запрета на плановый прием их выручка упала почти вдвое. В мае компании продолжали работать в убыток, но к осени дела пошли на лад. Однако массовые платные тесты на коронавирус и антитела не помогли клиникам полностью восстановить прибыль, которую они потеряли во время весеннего локдауна.
Из-за увеличения количества заболевших коронавирусом в Калининградской области с 25 января приостановили оказание плановой медицинской помощи, в том числе, и в детских учреждениях.