Перейти к основному контенту
Обзоры РБК Калининград ,  
0 

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Итоговый материал с круглого стола РБК Калининград «Тупик или перспективы: что ждет транспортный комплекс Калининградской области?»

В транспортной системе региона наблюдается немало проблем: одни копились годами, другие появились относительно недавно. Представители отрасли осторожно говорят о ее развитии и предлагают пути решения наиболее острых вопросов.

Дозволы и демпинг европейских перевозчиков

Географическое положение области является одновременно плюсом и минусом. Близость Европы и наличие портов могли бы стать преимуществом, если бы не сложности с соседями и отсутствие необходимой инфраструктуры. Диалог с Литвой и Польшей усложнился после введения санкций и до сих пор окончательно не налажен, отметили участники круглого стола. Непростое взаимодействие с соседями отметил и врио зампредседателя регионального правительства Александр Рольбинов.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Несмотря на это, наметилась явная тенденция к росту грузооборота в 2017 году. Представители транспортной отрасли связали это с реализацией крупных федеральных проектов в нашей области. А также с перенаправлением потока грузов на Россию. Так, например, в сфере автомобильных перевозок грузооборот вырос примерно на 15–20%. И при отсутствии отрицательных факторов рост числа грузов может продолжиться, отметил председатель комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, член правления КТПП Леонид Степанюк.

«Мы ожидаем и в следующем году рост грузооборота. Он либо продолжится, либо останется на прежнем уровне. Потому что будут завозиться большие объемы грузов», — подчеркнул Степанюк.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Он отметил, что увеличение количества поставок возможно в том случае, если не возникнет внешних проблем. Например, кризиса с дозволами — документами, необходимыми для въезда грузовых автомобилей на территорию Польши. По словам Степанюка, сейчас сложности с получением документов начинаются уже в четвертый раз за последние 5 лет.

Одновременно с этим серьезную конкуренцию областным перевозчикам за границей составляют европейские компании, которые снижают цены на свои услуги. Перевозчики консолидируют грузы на своих складах в Польше или Литве, где он хранится до момента отправки, а затем консолидированно отправляется по маршруту. Эта перевозка значительно дешевле прямых отправлений товара. «Допустим, мы возили из Западной Европы в Москву партию и цена была 3 тысячи евро, то на сегодняшний день у западных экспедиторов для клиента она стоит 2-2,5 тысячи евро», — отметил заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Калининградской области Андрей Литвинов.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Он подчеркнул, что часть грузов до складов доставляют местные перевозчики. Одновременно в Польше увеличивается объем производства экспортных товаров: туда переносят производства из-за более дешевых ресурсов и недорогой по европейским меркам рабочей силы. Также европейские транспортники ​могут свободно курсировать по Европе, в то время как калининградским перевозчикам нужно оформлять для этого отдельные разрешения.

По словам Литвинова, проблемы с дозволами и демпингом привели к тому, что многие калининградские перевозчики ушли с рынка. В то же время он отметил приятную для автоперевозчиков новость: грядущее повышение акцизов на топливо практически не должно затронуть цены на транспортировку грузов. При этом представители транспортной отрасли отметили, что улучшение качества дорог может сэкономить часть затрат на перевозки.

Портовый вопрос: нефть и не только

В портах региона ощутимое сокращение числа грузов произошло с 2014 года. Но как отметил заместитель директора северо-западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» — начальник калининградского управления Андрей Мошков, сейчас наблюдается рост грузопотока. Так, за первые 6 месяцев 2017 года в 2 раза увеличилось число навалочных грузов, на 18,6% выросло количество контейнерных грузов, на 4,5% — наливных. «Если подойдем такими темпами к концу года, то можем выйти на показатели 2014 года», — подчеркнул Мошков.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Введение в строй в 2008 году терминалов ГК «Содружество» позволило в 2016 году обеспечить 33% всего грузопотока порта, а в 2017 году за 8 месяцев — порядка 30%. Мошков также отметил, что около 80% грузопотока по контейнерам обеспечивает ГК «Автотор».

Помимо этого, руководитель калининградского управления «Росморпорта» отметил, что у Калининграда есть хорошие шансы восстановить грузопоток нефти в Калининградскую область. Этого можно ожидать с введением новых мощностей. В том числе с обеспечением постоянной паромной переправы. Участники круглого стола РБК Калининград также отметили, что новые транспортные возможности могут положительно повлиять на отношения с соседними странами.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Генеральный директор ООО «СК ‟Речдан» Владимир Романько подчеркнул, что, помимо организации паромных переправ, стоит задуматься и о запуске постоянно курсирующих между Калининградом и Петербургом контейнерных судов: это улучшит инвестиционную привлекательность региона и облегчит транспортное сообщение. Кроме того, он подчеркнул, что Калининград может обеспечить перевалку значительного числа грузов, которые сейчас идут в страны Балтии.

«В Калининградской области уникальная ситуация. На всей Балтике только у нас в России есть специализированные зерновые терминалы», — отдельно отметила генеральный директор ОАО «Портовый элеватор» Елена Зайцева.

Портовый элеватор и новейший терминал ГК «Содружество» могут переваливать большие объемы грузов. При этом сейчас достаточно много зерновых грузов России идет через порты Прибалтики, отметила Елена Зайцева, добавив, что у Калининграда есть всё для того, чтобы принимать эти грузы, а также имеется потенциал для развития грузооборота зерна. «Хотелось бы, чтобы российские грузы шли через нас», — заметила она.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Сложности и возможности

Вопрос о потоке грузов был не единственным. Речь шла и о пассажирских перевозках. Так, президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов высказал мысль о том, что паромы между Калининградом и Санкт-Петербургом могли бы быть не только грузовыми, но и грузопассажирскими. «Запуск парома в Петербург показал, что спрос на пассажирские перевозки есть. И он довольно большой при условии, что паром ходит регулярно. Летом заполняемость кают доходила до 80%», — подчеркнул он, добавив, что спрос был высок уже в самом начале пассажирских перевозок.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

В то же время участники единогласно высказали мысль о том, что документооборот с таможенными структурами, а также долгое ожидание в пунктах пропуска на границе приводят к удорожанию стоимости перевозок. По словам генерального директора ООО «ДСВ Транспорт» Олега Калашника, сложности с бумагами серьезно снижают транзитную привлекательность Калининграда. По подсчетам компании, сейчас наш город занимает второе-третье место по себестоимости перевозок, уступая лишь Санкт-Петербургу. И сложно добиться снижения стоимости транспортировки грузов, пока не будут решены вопросы, которые периодически возникают при оформлении документов.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Несмотря на ряд проблем, грузооборот в Калининградской области постепенно увеличивается, заключил Александр Рольбинов. «Порты прирастают примерно на 20%. ЖД — на 15%. За 8 месяцев этого года автомобильный транспорт — на 5,2%», — привел он статистику. При этом чиновник подчеркнул, что у региона есть много возможностей, несмотря на существующие геополитические риски. В их числе единственный незамерзающий порт на Балтике. А также уже одобренный проект строительства глубоководного порта в Пионерском. Все это добавляет Калининградской области привилегий, расширяет возможности стивидорных компаний.

«Нужна очень серьезная господдержка для развития транспортно-логистического комплекса», — заключил врио зампредседателя регионального правительства. При этом представители транспортной сферы заметили: если будет дан толчок для развития и будет обеспечен грузопоток в регион, компании смогут сами развиваться и модернизировать свою инфраструктуру, поскольку появятся дополнительные средства.

Впрочем, искать финансовые решения для развития транспортной системы и сопутствующей инфраструктуры можно не только за счет государственной поддержки, заявил руководитель клиентского офиса инвестиционно-управляющей корпорации QBF Алексей Голубев. «Большинство задач, которые стоят в КО, можно решить за счет частного капитала. В том числе капитала соседей. В Питере я курировал проект, связанный с тем, что мы привлекли порядка 80 млн долларов от финнов под проект, связанный с недвижимостью, и это был частный капитал», — сообщил он. В Калининграде частный инвестор также может вкладываться в развитие транспортной сферы, особенно учитывая тот факт, что на данный момент многие ищут проекты, в которые можно инвестировать деньги, подчеркнул Алексей Голубев. При этом он рассказал, что многие компании сейчас присматриваются к Калининграду как к самой западной точке России.

Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку

Несмотря на все географические и экономические сложности, участники дискуссии были настроены оптимистично. Активность в экономике служит положительным сигналом для отрасли, но многое будет зависеть от развития промышленности в регионе и ее возможностей, а также реализации инвестиционных проектов — например, «Автотора». Представители транспортной отрасли с осторожностью, но прогнозируют возвращение к показателям 2014 года и даже, возможно, их превышение по некоторым позициям. По их мнению, стабильный рост грузопотока поможет обеспечить ликвидация административных барьеров, упрощение документооборота и создание условий для частного капитала. А также поддержка государством транспортно-логистического комплекса и реализация уже запланированных в этой сфере проектов.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Калининград
Двух летчиков упавшего в Ставрополье Ту-22М3 доставили в больницы Общество, 08:45
Дедолларизация на паузе: почему центробанки покупают доллары, а не юани Pro, 08:36
Шойгу посетил выпускающий танки омский завод Политика, 08:33
На Запорожской АЭС назвали атаки дронов угрозой ядерной безопасности Политика, 08:23
Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» Политика, 08:19
Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию Pro, 08:13
Россиянин Никита Кучеров стал лучшим бомбардиром сезона в НХЛ Спорт, 08:06
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Экспорт российского газа в ЕС по «Турецкому потоку» остался рекордным Бизнес, 08:00
Минобороны назвало возможную причину падения Ту-22М3 на Ставрополье Политика, 07:47
Глава Ставрополья рассказал о состоянии летчиков после крушения самолета Общество, 07:34
Economist сообщил о способном долететь до Сибири украинском дроне Политика, 07:31
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:30
Над Черным морем сбили три ракеты ATACMS Политика, 07:26
Губернатор сообщил о падении самолета в Ставропольском крае Политика, 07:12