Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Калининград
Не только ракеты: почему у российской космонавтики неплохие шансы 20:04, Мнение Лига чемпионов по футболу. «Спартак» — «Марибор». Онлайн 20:00, Спорт Made in Russia: лайфхаки для развития экспортного бизнеса 19:55, РБК и Российский Экспортный Центр Инвестпрограмма «Газпрома» на 2018 год увеличится до 1,2 трлн руб. 19:49, Бизнес Путин и Трамп проговорили по телефону около часа 19:47, Политика Российский этап не включили в календарь Кубка мира по биатлону 19:39, Спорт Путин ответил на слова Земана о санкциях словами «пиво достанем» 19:38, Политика В Госдуме заговорили о возможном запрете рекламы в Google 19:30, Политика Кадырова наградили медалью за развитие медицины 19:15, Политика Адвокат заявил об угрозах следователей отобрать имущество у Захарченко 19:11, Общество «Интернет вещей»: считаем, в чем его выгода 19:07, SAP и РБК Eurotunnel переименовали в преддверии выхода Британии из ЕС 19:05, Общество В Гидрометцентре назвали время наступления зимы в Москве 18:58, Общество Президент Зимбабве Роберт Мугабе ушел в отставку 18:50, Политика Власти Чечни ответили на сообщения о задержании чеченцев за алкоголь 18:34, Общество Польша прекратила вырубку деревьев в Беловежской пуще 18:17, Общество Возле мемориала Вечной славы в Киеве появились камеры и охрана 18:08, Общество В ожидании кризиса: как формировалась российская банковская система 18:03, Мнение Калининград за 3 минуты: счастье бизнеса и Siemens в Калининграде 17:56  В Москве зафиксировали рост числа ломбардов на 72% за три года 17:49, Общество Долгожданный рост: как в ноябре изменились ставки по валютным вкладам 17:39, Деньги Глава «Роснефтегаза» ответил на статью РБК об убытке холдинга 17:37, Бизнес Жители Луганска рассказали о жизни в перекрытом силовиками городе 17:37, Общество Societe Generale перестала обслуживать счета «Нацфронта» Марин Ле Пен 17:25, Политика СБУ выдворит российского журналиста за материалы об Украине 17:24, Политика Нападающий Ари пропустит все матчи «Локомотива» до конца года 17:23, Спорт IT-компания собирается стать резидентом ОЭЗ в Калининграде 17:19  FT узнала о незаконном труде студентов на сборке iPhone X в Китае 17:14, Бизнес
Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку
Обзоры РБК Калининград, 28 сен, 14:50
0
Транспортный комплекс сегодня: непростые соседи и надежда на господдержку
Итоговый материал с круглого стола РБК Калининград «Тупик или перспективы: что ждет транспортный комплекс Калининградской области?»

В транспортной системе региона наблюдается немало проблем: одни копились годами, другие появились относительно недавно. Представители отрасли осторожно говорят о ее развитии и предлагают пути решения наиболее острых вопросов.

Дозволы и демпинг европейских перевозчиков

Географическое положение области является одновременно плюсом и минусом. Близость Европы и наличие портов могли бы стать преимуществом, если бы не сложности с соседями и отсутствие необходимой инфраструктуры. Диалог с Литвой и Польшей усложнился после введения санкций и до сих пор окончательно не налажен, отметили участники круглого стола. Непростое взаимодействие с соседями отметил и врио зампредседателя регионального правительства Александр Рольбинов.

Несмотря на это, наметилась явная тенденция к росту грузооборота в 2017 году. Представители транспортной отрасли связали это с реализацией крупных федеральных проектов в нашей области. А также с перенаправлением потока грузов на Россию. Так, например, в сфере автомобильных перевозок грузооборот вырос примерно на 15–20%. И при отсутствии отрицательных факторов рост числа грузов может продолжиться, отметил председатель комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, член правления КТПП Леонид Степанюк.

«Мы ожидаем и в следующем году рост грузооборота. Он либо продолжится, либо останется на прежнем уровне. Потому что будут завозиться большие объемы грузов», — подчеркнул Степанюк.

Он отметил, что увеличение количества поставок возможно в том случае, если не возникнет внешних проблем. Например, кризиса с дозволами — документами, необходимыми для въезда грузовых автомобилей на территорию Польши. По словам Степанюка, сейчас сложности с получением документов начинаются уже в четвертый раз за последние 5 лет.

Одновременно с этим серьезную конкуренцию областным перевозчикам за границей составляют европейские компании, которые снижают цены на свои услуги. Перевозчики консолидируют грузы на своих складах в Польше или Литве, где он хранится до момента отправки, а затем консолидированно отправляется по маршруту. Эта перевозка значительно дешевле прямых отправлений товара. «Допустим, мы возили из Западной Европы в Москву партию и цена была 3 тысячи евро, то на сегодняшний день у западных экспедиторов для клиента она стоит 2-2,5 тысячи евро», — отметил заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Калининградской области Андрей Литвинов.

Он подчеркнул, что часть грузов до складов доставляют местные перевозчики. Одновременно в Польше увеличивается объем производства экспортных товаров: туда переносят производства из-за более дешевых ресурсов и недорогой по европейским меркам рабочей силы. Также европейские транспортники ​могут свободно курсировать по Европе, в то время как калининградским перевозчикам нужно оформлять для этого отдельные разрешения.

По словам Литвинова, проблемы с дозволами и демпингом привели к тому, что многие калининградские перевозчики ушли с рынка. В то же время он отметил приятную для автоперевозчиков новость: грядущее повышение акцизов на топливо практически не должно затронуть цены на транспортировку грузов. При этом представители транспортной отрасли отметили, что улучшение качества дорог может сэкономить часть затрат на перевозки.

Портовый вопрос: нефть и не только

В портах региона ощутимое сокращение числа грузов произошло с 2014 года. Но как отметил заместитель директора северо-западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» — начальник калининградского управления Андрей Мошков, сейчас наблюдается рост грузопотока. Так, за первые 6 месяцев 2017 года в 2 раза увеличилось число навалочных грузов, на 18,6% выросло количество контейнерных грузов, на 4,5% — наливных. «Если подойдем такими темпами к концу года, то можем выйти на показатели 2014 года», — подчеркнул Мошков.

Введение в строй в 2008 году терминалов ГК «Содружество» позволило в 2016 году обеспечить 33% всего грузопотока порта, а в 2017 году за 8 месяцев — порядка 30%. Мошков также отметил, что около 80% грузопотока по контейнерам обеспечивает ГК «Автотор».

Помимо этого, руководитель калининградского управления «Росморпорта» отметил, что у Калининграда есть хорошие шансы восстановить грузопоток нефти в Калининградскую область. Этого можно ожидать с введением новых мощностей. В том числе с обеспечением постоянной паромной переправы. Участники круглого стола РБК Калининград также отметили, что новые транспортные возможности могут положительно повлиять на отношения с соседними странами.

Генеральный директор ООО «СК ‟Речдан» Владимир Романько подчеркнул, что, помимо организации паромных переправ, стоит задуматься и о запуске постоянно курсирующих между Калининградом и Петербургом контейнерных судов: это улучшит инвестиционную привлекательность региона и облегчит транспортное сообщение. Кроме того, он подчеркнул, что Калининград может обеспечить перевалку значительного числа грузов, которые сейчас идут в страны Балтии.

«В Калининградской области уникальная ситуация. На всей Балтике только у нас в России есть специализированные зерновые терминалы», — отдельно отметила генеральный директор ОАО «Портовый элеватор» Елена Зайцева.

Портовый элеватор и новейший терминал ГК «Содружество» могут переваливать большие объемы грузов. При этом сейчас достаточно много зерновых грузов России идет через порты Прибалтики, отметила Елена Зайцева, добавив, что у Калининграда есть всё для того, чтобы принимать эти грузы, а также имеется потенциал для развития грузооборота зерна. «Хотелось бы, чтобы российские грузы шли через нас», — заметила она.

Сложности и возможности

Вопрос о потоке грузов был не единственным. Речь шла и о пассажирских перевозках. Так, президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов высказал мысль о том, что паромы между Калининградом и Санкт-Петербургом могли бы быть не только грузовыми, но и грузопассажирскими. «Запуск парома в Петербург показал, что спрос на пассажирские перевозки есть. И он довольно большой при условии, что паром ходит регулярно. Летом заполняемость кают доходила до 80%», — подчеркнул он, добавив, что спрос был высок уже в самом начале пассажирских перевозок.

В то же время участники единогласно высказали мысль о том, что документооборот с таможенными структурами, а также долгое ожидание в пунктах пропуска на границе приводят к удорожанию стоимости перевозок. По словам генерального директора ООО «ДСВ Транспорт» Олега Калашника, сложности с бумагами серьезно снижают транзитную привлекательность Калининграда. По подсчетам компании, сейчас наш город занимает второе-третье место по себестоимости перевозок, уступая лишь Санкт-Петербургу. И сложно добиться снижения стоимости транспортировки грузов, пока не будут решены вопросы, которые периодически возникают при оформлении документов.

Несмотря на ряд проблем, грузооборот в Калининградской области постепенно увеличивается, заключил Александр Рольбинов. «Порты прирастают примерно на 20%. ЖД — на 15%. За 8 месяцев этого года автомобильный транспорт — на 5,2%», — привел он статистику. При этом чиновник подчеркнул, что у региона есть много возможностей, несмотря на существующие геополитические риски. В их числе единственный незамерзающий порт на Балтике. А также уже одобренный проект строительства глубоководного порта в Пионерском. Все это добавляет Калининградской области привилегий, расширяет возможности стивидорных компаний.

«Нужна очень серьезная господдержка для развития транспортно-логистического комплекса», — заключил врио зампредседателя регионального правительства. При этом представители транспортной сферы заметили: если будет дан толчок для развития и будет обеспечен грузопоток в регион, компании смогут сами развиваться и модернизировать свою инфраструктуру, поскольку появятся дополнительные средства.

Впрочем, искать финансовые решения для развития транспортной системы и сопутствующей инфраструктуры можно не только за счет государственной поддержки, заявил руководитель клиентского офиса инвестиционно-управляющей корпорации QBF Алексей Голубев. «Большинство задач, которые стоят в КО, можно решить за счет частного капитала. В том числе капитала соседей. В Питере я курировал проект, связанный с тем, что мы привлекли порядка 80 млн долларов от финнов под проект, связанный с недвижимостью, и это был частный капитал», — сообщил он. В Калининграде частный инвестор также может вкладываться в развитие транспортной сферы, особенно учитывая тот факт, что на данный момент многие ищут проекты, в которые можно инвестировать деньги, подчеркнул Алексей Голубев. При этом он рассказал, что многие компании сейчас присматриваются к Калининграду как к самой западной точке России.

Несмотря на все географические и экономические сложности, участники дискуссии были настроены оптимистично. Активность в экономике служит положительным сигналом для отрасли, но многое будет зависеть от развития промышленности в регионе и ее возможностей, а также реализации инвестиционных проектов — например, «Автотора». Представители транспортной отрасли с осторожностью, но прогнозируют возвращение к показателям 2014 года и даже, возможно, их превышение по некоторым позициям. По их мнению, стабильный рост грузопотока поможет обеспечить ликвидация административных барьеров, упрощение документооборота и создание условий для частного капитала. А также поддержка государством транспортно-логистического комплекса и реализация уже запланированных в этой сфере проектов.