Вслед за Парижем. Калининград хотят сделать «15-минутным» городом
Власти Калининграда хотят выстроить городскую инфраструктуру таким образом, чтобы горожане могли добираться до стадиона, школы, банка, магазина, поликлиники и других мест не более, чем за 15 минут пешей прогулки. Об этом глава городской администрации Елена Дятлова рассказала «Клопс».
«Есть идея иметь 15-минутный город, когда до любого спортивного объекта можно дойти пешком, а не ехать в другой конец города. Готовимся сделать спортивные площадки, беговые дорожки в зонах отдыха, чтобы удовлетворить потребность калининградцев в здоровом образе жизни. Задача — сделать равномерное распределение социальной инфраструктуры к месту жительства. Это не только спортивные объекты», — пояснила Дятлова.
Власти также работают над развитием системы общественного транспорта и подходов к остановкам, чтобы жители могли ходить до автобуса по освещённому тротуару. При планировке социальных учреждений будут учитывать удаленность друг от друга и от жилых микрорайонов.
«Да, это пока мечты, но если об этом не думать, то ничего не реализуется», — считает сити-менеджер.
Подобную концепцию «15-минутного» города продвигают власти Парижа. Французские власти планируют закрыть для машин крупные улицы, загруженные перекрестки сделать пешеходными зонами, а вместо стоянок обустроить детские площадки и городские огороды. Стратегия используется в планировании нидерландских Гронингена и Утрехта.
В России инициативу поддержала Москва. В столице работает программа «Мой район», смысл которой в обеспечении пешей доступности для жителей детских садов, школ, больниц, ресторанов, точек торговли, и рабочих мест.
Что думают специалисты?
Урбанист Аркадий Гершман отмечает, что под такую концепцию нужно полностью перестраивать градостроительные, транспортные планы. «Как я понимаю, у Калининграда вообще никаких концепций нет. Пока это просто хотелка», — говорит он.
По его мнению, чтобы реализовать план «15-минутного» города, придется полностью перестроить спальные районы Калининграда. На это может уйти 15-20 лет, поскольку там нет рабочих мест и пространств для бизнеса.
«Нужно делать пристройки или точечную застройку, которые у нас так боятся. Для реализации задуманного нужно уплотнять застройку. Кроме того, придётся возвращать все пешеходные переходы, которые так радостно убирали по требованию ГИБДД. И вряд ли гаишники этому обрадуются», — сказал специалист.
Транспортный инженер Николай Мельков отмечает, что при реализации такой идеи в российских реалиях могут возникнуть трудности.
«У нас в городах систематически отходят от норм требования доступности. Если эту ситуацию постараться переломить, это будет здорово, но надо понимать, что на это могут уйти годы, а, возможно, и десятилетия. Мы не сможем за год начать строить необходимые здания или отнять имущество у других, чтобы размещать там какие-то объекты», — пояснил он.
Выпускница программы «Архитекторы.рф» Яна Мерцалова считает «15-минутный» город одним из передовых подходов в формировании устойчивых городов. «Наличие точек притяжения, социальных объектов и транспорта — лишь часть инструментов, которые предполагается использовать. Предполагается и развитие велопешеходной инфраструктуры. Важно для Калининграда, что она должна быть связанной. Рельеф и климат Калининграда позволяют это сделать, тем более, что запрос у горожан существует очень высокий. Не стоит забывать про безбарьерную среду, которой пользуются самые разные слои жителей», — сказала эксперт.
Как писал РБК Калининград, члены регионального Союза архитекторов и приглашенные специалисты написали открытое письмо на имя председателя облдумы Марины Оргеевой. В документе авторы критикуют архитектурно-градостроительное развитие области, указывая на «бессистемную, хаотичную, превышающую разумную этажность застройку с отстающей инфраструктурой, недостаточным благоустройством и озеленением общественных пространств». Кроме того, они требуют отменить градостроительные решения, принятые региональными властями по поводу территории около Дома Советов.