Строительство паромов для Калининграда может продлиться до 2030 года
Срок сдачи двух новых паромов для Калининградской области могут перенести с 2028 до 2030 года, поскольку суда не вошли в программу льготного лизинга. Как сообщает РБК, ФГУП «Росморпорт» проведет новый тендер, чтобы выбрать завод для строительства двух судов.
Построить паромы ранее планировалось за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на верфи «Звезда», подконтрольной «Роснефти», в Большом Камне. Весной 2024 года «Росморпорт» сообщал, что оно будет вестись в рамках программы льготного лизинга, а заказчиком судов станет Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
В сентябре прошлого года ГТЛК объявила торги на строительство и поставку двух железнодорожных паромов, которые планируется использовать на линии Усть-Луга — Балтийск. Стоимость строительства двух судов оценили в 30 млрд руб. Оба грузовых парома по контракту должны были сдать в 2028 году.
Но позже стало известно, что правительство приняло решение разработать отдельную программу (инфраструктурный проект), в рамках которой будут построены паромы. Они не были включены в утвержденный правительством перечень судов «Программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта», поэтому средства ФНБ на строительство паромов до заказчика не доведены.
В «Росморпорте» отметили, что контракт 2024 года прекратил действие, а новый еще не заключен. Таким образом, основания для доведения средств до ССК «Звезда отсутствуют. Новая процедура по выбору верфи будет проведена после утверждения этого инфраструктурного проекта, тогда же будет определена стоимость серии.
В июле стало известно, что в Минпромторге прорабатывают предложения о сокращении программы льготного лизинга на 69 судов, в том числе на 61 грузовое, чтобы высвободить средства, в том числе, на строительство калининградских паромов.
Паромы проекта 135 создаются на базе серии CNF19M, в рамках которой построены «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Железнодорожные паромы CNF19M длиной 200 м и шириной 27,4 м оснащены двухтопливными двигателями, которые работают на сжиженном газе или дизтопливе с низким содержанием серы.
Еще одна проблема — двухтопливный двигатель, который не производят в России. Их можно ввезти в страну, но такие двигатели — штучный товар, обычно их перемещение отслеживается производителем. Эксперты считают, что суда легче будет сделать дизельными.
«Потребуется серьезное перепроектирование паромов. Сегодня нет однозначной уверенности, что двухтопливную систему удастся создать в условиях санкций. Это зависит в первую очередь от возможностей российской промышленности», — отмечает Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
По его мнению, головной паром в текущих условиях может стоить 18–20 млрд руб., серийный — 16–17 млрд руб. Однако головной паром проекта 135 будет сдан не ранее 2030 года.
Источники РБК в судостроительной отрасли отмечают, что паромы такого размера могут построить несколько верфей страны. Кроме дальневосточной «Звезды», их можно разместить на «Производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» (входит в ОСК) в Северодвинске и АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» в Керчи.
Напомним, необходимость строительства дополнительных трех железнодорожных паромов для региона обсуждалась еще 27 сентября 2023 года на совещании президента страны Владимира Путина с членами Правительства РФ. Тогда заявлялось, что три новых судна регион может получить к 2029 году. Региональные власти планируют завершить корректировку проектов паромов в III квартале 2024 года.
Они будут полностью состоять из отечественных комплектующих, писал РБК Калининград.
Решение о финансировании строительства для региона двух новых паромов из трех было принято во время рабочего визита президента Владимира Путина в Калининградскую область в январе 2024 года.
«В ходе последнего визита было принято окончательное решение о том, что начинается финансирование строительства еще двух новых паромов на Дальнем Востоке — на судостроительной верфи «Звезда». И решение о том, нужен ли ещё и третий, будет приниматься, скорее всего, уже в 2026 году», — комментировал тогда губернатор Антон Алиханов.