«Второй квартал — час икс». Наталья Зубаревич о рынке труда и безработице
Из-за кризиса, вызванного российской спецоперацией на Украине, сотрудники предприятий ряда отраслей экономики потеряют работу несмотря на попытки крупных компаний сохранить неполную занятость. В первую очередь это касается авиации, автомобилестроения, обрабатывающей промышленности и сферы услуг, а также смежных с ними компаний, где уже начались простои и сокращения. Об этом в интервью «Новой газете» рассказала российский экономист, профессор, специалист в области социально-экономического развития регионов МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич. РБК Калининград публикует ее прогноз развития ситуации в тех отраслях, которые хорошо развиты в Калининградской области.
По мнению экономиста, более или менее ясной ситуация на рынке труда станет не раньше июня. Она предполагает, что так или иначе российские власти будут стараться искусственно тормозить высокую безработицу — например, рекомендуют крупным компаниям сохранять занятость, допуская при этом простои или отпуск по соглашению сторон, «когда платят мало, но ты типа занят».
«Скорее всего, будут выдавливать финансирование низкой зарплаты за счет работодателя», — предполагает Наталья Зубаревич.
Машиностроение
«Предполагаю, что наше население очень смутно представляет, до какой степени российская промышленность связана с глобальным миром — сколько у нас оборудования, сколько комплектующих самых разных отраслей. Частично введены запреты на использование оборудования. <...> Военные заводы будут работать, а вот остальное машиностроение… Все живые предприятия имеют что-то импортное, и далеко не всегда китайское. Складские запасы составляют обычно пару-тройку месяцев. Сейчас уже на Россию часто не везут. Второй квартал — час икс, когда предприятие встанет, потому что у него не хватает каких-то частей», — объясняет эксперт.
Сфера услуг
«Фуры стоят на границе, контейнеровозы грузы на Россию не берут, платежи за импорт проходят очень плохо. Как будет пополняться товарный импорт для населения — большой вопрос. Если он будет пополняться плохо несколько месяцев, столько продавцов не нужно ни в опте, ни в рознице. Столько бизнеса не будет ездить по гостиницам. А с учетом обеднения [населения]… даже не в Макдональдсе дело (60 тысяч сотрудников, часть из них на франшизе — они останутся) — дело в том, что столько клиентов не будет. Значит, не нужно столько работников», — поясняет ученая.
Туризм
По мнению Зубаревич, туристическая отрасль России может «сжаться» по нескольким причинам: из-за обеднения населения, невозможности нормального перевода денег и сокращения авиасообщения.
При этом она считает, что пятизвездочные места отдыха будут заполнены, несмотря на общую картину.
«У многих этих людей — от силовиков до прочего, им уже ехать некуда, а деньги есть. Их все равно будет много», — говорит эксперт.
Кому хорошо
Она отмечает, что работники бюджетной сферы, в том числе, силовых структур в кризис будут защищены от массовых сокращений, им проведут индексацию и «последствий они не заметят».
Согласно данным правительства региона о структуре экономики, доля обрабатывающих производств в Калининградской области в разные годы находится на уровне 19-20,7%, а торговля и ремонт автотранспортных средств дает в среднем еще 10%. Эти две сферы вместе, по сути, обеспечивают треть валового внутреннего продукта региона. Гостиницы и общепит — 1%, транспортировка и хранение — 9,4%, госуправление и обеспечение военной безопасности - 6,6%, сельское хозяйство, охота и рыболовство - 6,2%, строительство - 5,5%, операции с недвижимостью — 15,5%, добыча полезных ископаемых — 2,8%, предоставление прочих видов услуг — 0,6%.
25 марта «АвтоВАЗ» сообщил, что с 6 июня введет на заводах в Тольятти и Ижевске режим четырехдневной рабочей недели на три месяца. На такой шаг компания пошла из-за дефицита электронных компонентов.
Ранее «Автотор», после ухода BMW отправил в оплачиваемый отпуск часть своих сотрудников.
Наталья Зубаревич заявляла, что Калининградская область будет переживать экономический кризис хуже других российских регионов, поскольку у нее «слишком много функционала» — туристическая отрасль и «Автотор», которое сильно пострадают от происходящего.
Как писал РБК Калининград, больших изменений на рынке труда региона пока нет, но количество вакансий начинает сокращаться. За неделю с 14 по 20 марта оно уменьшилось на 8% по сравнению с предыдущей неделей, а в таких направлениях как, например, «спортклубы, фитнес» на 21%, в области «административный персонал» на 15%, так же как и в «маркетинге, рекламе и PR».
На 1% уменьшилось за прошедшую неделю число резюме соискателей. В «страховании» их прибавилось на 5%, в сфере «Инсталляция и сервис» на 3,4%, а в «Информационных технологиях, интернете, телекоме» — на 1,3%.