Плата за вред и ввоз. Союз переработчиков — о новых эконормах
Экологическую «генеральную уборку» Калининградской области можно выполнить в ближайшие три-четыре года. Об этом в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград» рассказал председатель правления регионального Союза переработчиков отходов Марк Балановский.
Он рассказал о скором ужесточении федеральных мер в отношении предприятий, которые нанесли ущерб окружающей среде. Им придется нести финансовую ответственность за причиненный экологии вред. Принятие такого закона в послании Федеральному собранию просил ускорить президент Владимир Путин.
«Сейчас, если есть такое предприятие, — например “Усолье-Сибирское”, где цех, в котором работали со ртутью, оказался просто брошен, — рекультивацией и дезактивацией занимаются за счет бюджета. Тем не менее, у этого предприятия был собственник, оно работало», — поясняет Балановский.
По его словам, новый закон коснется всех предприятий: новых, действующих и тех, которые планируют вывести из эксплуатации. Но есть нюанс: пока меры будут распространяться только на компании первой и второй категории негативного воздействия на окружающую среду — то есть, крупные предприятия химпрома, металлургии, добычи полезных ископаемых. В Калининградской области таких немного, говорит глава правления регионального Союза переработчиков отходов.
«Это работает много лет в вопросах рекультивации земель сельхозназначения. Если ты на земле сельхозназначения проводишь трубу или что-то другое, то есть снимаешь плодородный слой, ты должен вернуть все в исходное состояние.
Здесь аналогичная система. Здесь задействован Росприроднадзор, который будет выдавать соответствующие разрешения, документы. Это такой длительный и своевременный процесс».
В своем послании президент России упоминал об институте расширенной ответственности производителя — экологическом сборе. А это, прежде всего, касается Калининградской области.
«Это так называемый налог с упаковки — европейская практика, которая в свое время позволила европейским странам пустить финансирование государственное и частное в отрасль переработки отходов, в развитие раздельного сбора. Она была введена в 2015 году в тестовом режиме. Сегодня она активно развивается и касается тех, кто производит или импортирует предметы различные: это и упаковка любая — бумажная, деревянная, жестяная, пластиковая, телевизоры, электроинструмент, одежда, обувь. Те, кто производит эту продукцию, обязаны обеспечить ее дальнейшую утилизацию после того, как она станет отходом. И, соответственно, обеспечить сбор и переработку тех отходов», — объясняет эксперт.
Как пример такой практики Балановский привел норматив утилизации телевизоров.
«Грубо говоря, ввез ты 100 тонн телевизоров, 10 тонн ты должен или переработать или уплатить в бюджет экологический сбор. За счет этого экологического сбора будут работать те, кто это может утилизировать.
Либо ты можешь напрямую заключить с переработчиком договор, который для тебя собрал необходимое количество отходов, утилизировал, произвел продукцию и тем самым достиг норматива утилизации. Он позволяет переработчикам напрямую получать средства на свое развитие. Это вполне справедливо. Тот, кто за счет окружающей среды получает прибыль, тот должен платить за то, чтобы кто-то в дальнейшем собрал и переработал эти отходы, чтобы они не попали на свалки», — резюмировал он.
Как писал РБК Калининград, в конце прошлого года в областном центре был запущен раздельный сбор стекла от населения. С того времени было собрано 60 тонн этого вида отходов. Параллельно в городе продолжался сбор батареек (собрано 12 тонн) и ртутьсодержащих ламп (утилизировано 12 620 шт). О том, как город становится чище и что не так с площадками для раздельного сбора мусора рассказал председатель регионального союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко.