Курс на ж/д. Минтранс РФ не планирует увеличения паромов в регионе
Железнодорожный паром «Балтийск», возвращение которого после ремонта анонсировали в феврале, выйдет на линию Усть-Луга — Балтийск лишь в первой декаде апреля. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на оператора линии ООО «Оборонлогистика».
«В середине января железнодорожный паром «Балтийск» (1984 года постройки) был выведен на плановый ремонт, в ходе которого был выявлен ряд технических неисправностей, в связи с чем ремонт судна продолжается. С 2006 года оно постоянно выполняет рейсы между Усть-Лугой и Балтийском. Естественно различная техника судна требует ремонта и замены», — объяснили в пресс-службе компании.
В настоящее время на линии работают паромы «Амбал», «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский».
Возвращения парома «Балтийск» на линию ждут грузоотправители как в большой России, так и в Калининграде. Его отсутствие заметно сказывается на объеме перевозок. За один рейс трехпалубное судно берет на борт 120-140 железнодорожных вагонов и единиц накатной техники.
Кроме того, в начале 2023 года было принято решение загружать отдельные рейсы паромов исключительно накатной техникой. На этом фоне объем ее перевозки увеличился, а общий объем грузов в феврале незначительно снизился.
Плюс паром, минус паром
Между тем региональные власти предупреждают, что с выходом на линию «Балтийска» на ремонт встанет другой паром.
«Это продлится, скорее всего, минимум до конца лета. Поэтому мы эту приоритетность и ранжирование грузов будем определять с учетом работы регионального штаба по транспортной доступности», — цитирует Руград министра развития инфраструктуры региона Евгению Кукушкину.
В ходе заседания комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты министр заявила, что в первую очередь при транспортировке морем приоритет будет отдан товарам, которые находятся в санкционном списке и не могут быть доставлены сухопутным путем.
Загнали себя в угол
При дефиците провозных способностей на морской линии в регионе сократился железнодорожный транзит. По итогам прошлого года при наличии квот общим объемом более 3 млн тонн из РФ в Калининград и 50 тыс. тонн из Калининграда на территорию других субъектов РФ фактически перевезли 1 млн тонн на территорию области и 25 тыс. тонн из региона в РФ. То есть, по суше доставили лишь 34 %.
«Это означает, что в 2024 году общий объем квотированных грузов будет уменьшен. Потому что мы квоту не выбрали на 66 %. Мы сами себя загоняем в тот угол, из которого нам крайне сложно будет выбраться сухопутьем с учетом того, что мы все планируем переориентироваться на морские перевозки. Этого не будет. Минтранс подтвердил что они не планируют увеличение количества судов к имеющимся фактически 18, которые существуют на линии», — объяснила министр.
Поэтому теперь загрузка на суда в приоритетном порядке будет осуществляться без тягачей, что увеличит объем перевозимого подвижного состава примерно на 20 %.
«Осуществляться это будет на судах «Спарта» и «Спарта II» (без загрузки генеральных грузов на эти суда). Компании «Алгоритм Групп» и «Совфрахт» подтвердили возможность постановки сухогрузов и контейнеровозов. Грузы, которые перевозились «Спартой», они готовы подхватить», — рассказала Кукушкина.
Отметим, если до этого «Спарта» или «Спарта II» делала 2–3 рейса в месяц, то сейчас, за счет сокращения сроков погрузо-разгрузочных работ, этот показатель должен вырасти до 4–5. Морские перевозчики готовы подключиться со своим флотом и эти грузы переориентировать, сказала министр.
Что делать предпринимателям
Грузы, которые не будут приоритетными при перевозке морем власти убедительно просят переориентировать на контейнеровозы и генеральные грузы.
«В 2023 году литовской стороной предоставлены квоты на железнодорожные перевозки в объеме почти 2,9 млн тонн. Это меньше квот на 2022 год на 7 %, что существенно для нас.
Просьба: все, что возможно переориентировать на перемещение сухопутным путем, доставлять все-таки через железную дорогу или подвижными составами. Осуществлять перевозки без морской линии», — обратилась министр к предпринимателям.
Как писал РБК Калининград, ранее глава региона заявил, что многие грузы для паромов слишком объемны, они занимают много места, вследствие чего на судне возникает дефицит площадей для других отправителей. Поэтому крупные грузы будут перенаправлять на доставку по железной дороге.
«Очень большое количество грузов, которые есть в квотах по наземной перевозке, занимают места на паромах. Речь идет о цементе, нефтепродуктах и ряде других объемных грузов, которые можно переориентировать на ж/д сообщение», — объяснил Алиханов.