Электросамокат напрокат. Как в Калининграде развивается рынок кикшеринга
В Калининградской области на фоне увеличения туристического потока растет популярность проката электросамокатов — кикшеринг. Как выяснил РБК Калининград, затраты на открытие такого бизнеса достаточно небольшие и окупаемость невелика. Как в регионе устроена эта сфера и сколько можно на ней заработать, рассказали предприниматели.
Арендовать электросамокаты можно как в традиционных точках проката вроде велосипедных, так и с помощью мобильных приложений. Вариантов тарификации также несколько — поминутная, почасовая и суточная.
Так, в сервисе Busy — Fly, который работает в Калининграде и Зеленоградске, поминутная стоимость начинается от 5 рублей, почасовая — от 250 до 500 рублей, в зависимости от скорости транспорта. Сутки проката будут стоить от 1300 рублей.
За последние два года доля электросамокатов в общем транспортном прокате увеличивается, отмечает руководитель сети магазинов «Планета Спорт» Александр Гладышев, владеющий, в том числе, точкой проката на Верхнем озере. Бизнесмен связывает этот рост с тем, что производители стали выпускать больше самокатов, предназначенных именно для шеринга — они более надежные, с большой емкостью батареи, антивандальные и могут перевозить сразу двух человек.
«На них физически легче ездить, чем на велосипедах. Они компактнее — в общественном транспорте можно перевозить, на тротуарах меньше места занимают. Их эксплуатируют в основном люди без прав, подростки, молодежь. На велосипедах нужно умение какое-то, а на самокате чуть проще с нуля начать», — поясняет предприниматель.
Сервис Busy — Fly запустился в Калининграде в 2019 году по франшизе. И если в позапрошлом году он начинался с 20 самокатов, то в прошлом году у компании было уже более 100 самокатов в Зеленоградске и областном центре. В этом году сервис планирует увеличить их как минимум до 500 единиц и открыть точки проката в Светлогорске. Только в Калининграде сейчас есть более 100 точек в популярных местах, где можно взять и оставить самокат.
«Спрос есть, люди катаются. На этом рынке много сегментов. Есть люди, которым нужно быстрее долететь из точки А в точку Б, кто-то любит покататься или покатать детей. Но в среднем катаются от получаса до часа-полутора», — отмечает совладелец калининградского представительства Busy — Fly Александр Шаповалов.
Окупаемость
Доходность от проката самокатов относительно невелика, признается Александр Гладышев, оценивая ее примерно в 20%. При этом начинать его можно с небольшим стартовым капиталом.
«Многие люди не подозревают, что там серьезные расходы на ремонт. У самокатов надежность, в отличие от автомобилей, не такая большая заложена производителем. Поэтому используются те, что сделаны специально для проката. С шерингами надо держать транспорт и персонал для того, чтобы перевозить [самокаты] в определенное время с точки на точку. Потому что происходит неконтролируемое перемещение самокатов. Их надо равномерно распределить между точками», — рассказывает Гладышев.
С ним согласен и Александр Шаповалов. По его оценкам, средняя стоимость самоката с оборудованием, датчиками, замками — от 50 до 60 тысяч рублей. Чтобы сегодня открыть сеть из хотя бы 100 самокатов, только на их покупку потребуется 6 млн рублей. К этому всему нужно добавить транспортные издержки, штат диспетчеров, техников, развозчиков, автомобили для доставки и техобслуживание.
В идеальных условиях такие вложения могут окупиться за сезон, отмечает совладелец Busy — Fly. В неидеальных — начнете зарабатывать во втором сезоне.
«Мы много лет в эту сторону смотрим. Но поговорили с производителями, с операторами, и многие бизнесы долго не выдерживают. Китайцы посоветовали нам: не сильно доходный бизнес, если есть что-то интереснее, лучше не занимайтесь. Поэтому мы в этот прокат сильно не влезли», — поясняет Гладышев.
Еще одной причина невысокой доходности — это сезонность проката электросамокатов. По оценкам владельца «Планеты спорт», в калининградском климате нормальная доходность у него не более полугода, в Москве — на месяц-два меньше, а вот в южных регионах может достигать и восьми месяцев.
Еще один параметр — количество туристов, поскольку именно они чаще всего арендуют такой транспорт. В том же Сочи туристов в разы больше, чем в Калининградской области. А значит, и прибыль будет больше.
Перспективы
Электросамокаты задумывались как альтернатива автомобилям и общественному транспорту. Но, в отличие от многих крупных городов, в Калининграде и области для их повсеместного использования пока не хватает инфраструктуры.
«У нас Балтрайон не охвачен. Туда ехать на самокате и ездить по нему неудобно. Геолокации для завершения аренды мы пока ставить там не будем. Сфера будет развиваться с ростом инфраструктуры.
На самом деле, мест для парковок не так много. Потому что во многих местах, где было бы удобно оставлять самокат, он будет либо мешаться людям, потому что там не развита инфраструктура, либо там какие-то частные организации, и им не нравится, что возле них стоят самокаты, просят убрать. В идеале мы планируем, чтобы вдоль проспектов было достаточное количество парковок и самокатов, чтобы люди могли не только кататься, но и использовать вместо общественного транспорта в теплый сезон», — отмечает Александр Шаповалов.
При этом рынок продолжит расширяться, особенно если с туристами у нас «не сдуется», прогнозирует Гладышев. Увеличение числа туристов будет подстегивать к развитию сети.
Бизнесмен также отмечает, что сегодня популярность электросамокатов выросла не только в прокате, но и в обычной розничной торговле — многие уже покупают их для постоянного пользования. Каждый год объем продаж растет примерно на 20%, а их цена сопоставима с хорошими велосипедами, поясняет бизнесмен.
Средняя стоимость аренды электросамокатов в некоторых крупных городах СЗФО:
Санкт-Петербург — от 4 рублей в минуту или около 700 рублей за одну зарядку (до 4 часов);
Архангельск — от 500 рублей в час;
Вологда — от 300 рублей в час;
Петрозаводск — от 200 рублей в час
Мурманск — от 600 рублей в час;
Псков — от 500 рублей в час;
Великий Новгород — от 4 рублей в минуту.
В апреле в Калининграде начала работу бесплатная платформа «Велогород.Online». О том, как она поможет улучшить инфраструктуру и сэкономить городской бюджет, РБК Калининград рассказал ее разработчик и гендиректор ООО «Исследовательский центр городских технологий и урбанистики» Илья Абросимов.