«Похоже на саботаж». Перевозчики о коллапсе фур на границе с Литвой
Калининградские грузоперевозчики несут прямые убытки из-за простоев фур с грузами на границе Беларуси с Литвой. На главных международных автомобильных погранпереходах Беларуси — Котловка и Каменный Лог — время простоя по сравнению с началом февраля выросло вдвое и сегодня может превышать 10-11 суток. Комментируя сложившуюся ситуацию для РБК Калининград, вице-президент компании «ДСВ Транспорт», глава общественного совета при министерстве развития инфраструктуры Калининградской области Леонид Степанюк поставил под сомнение официальное утверждение, что большие задержки с досмотром связаны с заменой программного обеспечения в Литве.
«Нет, такого не бывает. Мы периодически сталкивались с тем, что и с нашей стороны было обновление ПО, и с литовской стороны — это занимало ну сутки-двое, ну до трех суток могли застрять...
Это одна из официальных причин, а на самом деле, я думаю, это умышленное усложнение пропускной способности, создание очереди, мне кажется, своего рода, саботаж. Потому что десять суток — это уже критически. Раньше мы за десять суток делали отгруз туда и обратно, а сейчас это 20 суток», — говорит эксперт.
По словам Леонида Степанюка, ситуация [на погранпереходах Беларусь-Литва] резко ухудшилась на прошлой неделе. В конце января и на первой неделе февраля простой при въезде из основной России в Калининград длился до 5 суток.
«До вчерашнего дня мы находили пути объезда. Если не пропускала Литва с Белоруссией, мы двигались по маршруту Беларусь-Латвия или из России напрямую в Латвию. Сейчас и на этих переходах тоже большие очереди скопились, да и не очень хотят наши перевозчики туда идти. Говорят (я не могу это проверить), что, якобы, со стороны российской таможни там каждая вторая фура ставится на углубленный досмотр, все фуры взвешиваются, заставляют перегружаться при отклонении веса... Получается, мы лишились и этой возможности объехать литовско-белорусскую границу», — продолжает Степанюк.
Он также объяснил, почему грузоперевозчики не могут воспользоваться альтернативным паромным сообщением.
«Паром у нас железнодорожный, без пассажирских кают. Автопоезда поставить и посадить водителей там нет возможности. А полететь самолетом, поставив там в Шушары (населенный пункт в северной части Санкт-Петербурга — прим. РБК Калининград) на терминал или услуги точнее — это очень далеко и еще дополнительные расходы на такси и прочее-прочее. Там сейчас очередь, с той стороны. С этой стороны можно легко уехать как по суше, так и паромом.
А на въезд неделю нужно будет стоять в порту — в связи со штормами, в том числе, скопилось достаточное количество грузов. Поэтому все предпочитают ходить через МАППы и пытаться обходить литовско-белорусскую границу», — говорит вице-президент калининградской транспортной компании.
По его словам, некоторые отраслевые предприятия, не имеющие больших складских помещений, вынуждены приостанавливать свою работу или переориентировать грузы.
«Часть грузов, которые можно переориентировать, в срочном порядке переориентируется и ставится на железную дорогу, на контейнеры в поезд Москва-Калининград. Но это тоже время занимает».
Ранее РБК Калининград писал, что 14 февраля глава калининградского правительственного Агентства по международным и межрегиональным связям Алла Иванова прокомментировала ситуацию на беларусско-литовской границе. По ее словам, с 8 февраля литовская таможня перешла на новые формы деклараций, что стало неожиданностью для многих перевозчиков. Наладка новой системы идет до сих пор. Во многом, с этим связан возникший коллапс на границе. Также затрудняют прохождение грузов отголоски «миграционного» кризиса на границе Белоруссии с Польшей и в частности, усиленный режим досмотра.
«Правительство области проводит консультации с нашими Посольствами в Белоруссии и Литве — для взаимодействия с партнёров по данной проблемной ситуации», — сказала Иванова.
13 февраля РБК Калининград публиковал рассказ водителя одной из фур, стоящих в пробке на границе.