Заработки с печальным прогнозом. Турбизнес региона — о работе в праздники
Пандемия и закрытые границы сыграли на руку калининградскому турбизнесу. В конце декабря-начале января поток российских туристов в Калининградскую область увеличился. Большинство путешественников не остановило ужесточение ограничений, введенных региональным правительством в праздничные дни. Несмотря на пессимистичные прогнозы, туротрасль региона смогла добиться для себя небольших послаблений и осталась на плаву в новогодние каникулы. Как отрасль работала в праздники, разбирался РБК Калининград.
Отказы и убытки
В ноябре аналитики Ассоциации туроператоров России назвали Калининград в числе самых доступных для россиян туристических направлений на Новый год. В начале декабря калининградские власти заявляли, что отели и гостиницы региона забронированы на 90%. Туроператоры и отельеры отмечали, что прежнего всплеска бронирований туров нет — опасаясь локдауна люди искали жилье и туры за несколько дней до вылета.
Количество отмененных туров в регион было небольшим, в том числе, потому, что о новогодних ограничениях власти объявили непосредственно перед праздниками, говорят собеседники редакции. Так, например, у туроператора «Янтарная мозаика» процент отказов не превысил 10-12 пунктов.
«Туристов было много, но из-за того, что были введены ограничения на перевозку и проведение экскурсий, мы смогли обслужить не такое большое количество туристов как в прошлом году. Были и отказы, и аннуляции туров, но мы свои обязательства перед партнерами и клиентами выполнили благодаря тому, что удалось отстоять перевозку (туристических групп на экскурсиях — прим. РБК Калининград), нашей Ассоциации разрешили перевозить не по 10 человек, а 50% [от наполняемости автобуса]», — говорит председатель Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области (АПИТКО) и директор турфирмы «Юнона» Светлана Слепенок.
По ее словам, в такой ситуации о заработке турфирм речи не идет, но компании не ушли в большие убытки. Похожее мнение высказал и генеральный директор туроператора «Янтарная мозаика» Карен Галстян. «Экономическая составляющая пострадала очень серьезно. Мы еще считаем итоги, если в ноль выйдем будет хорошо, потому что прогноз был печальный», — отмечает он.
Учредитель «Балтма турс» Михаил Друтман назвал ситуацию в отрасли плачевной. «Было сложно, мы немножко поработали. Несмотря на ограничения все обязательства перед клиентами и партнерами мы выполнили, отказов было немного, потому что продаем в пакетах. Ограничения не коснулись ни отелей, ни объектов показа, музеев. Люди приезжали, потому что им особенно некуда ехать, не так много направлений куда можно двинуться по нашей стране и за рубеж», — говорит бизнесмен.
Спад турпотока и востребованность экскурсий
В целом по области туристический поток, по сравнению с прошлым годом, упал в 2-2,5 раза, говорит Светлана Слепенок. «На примере своей компании, если в прошлом году мы в среднем обслуживали по 250-300 человек в день, то в этом году это было 100-120», — отмечает руководитель «Юноны».
"География отдыхающих очень широкая, туристы со всех городов России посетили область. Большое количество традиционно из Москвы и Санкт-Петербурга. Отзывы великолепные о городе. Ездили по всем маршрутам: и на побережье, и на восток. Особенно понравился Зеленоградск, отмечают, что город прекрасно украшен. Люди покупали экскурсии на 20-25 тысяч рублей сразу. У нас порядка 20 маршрутов еженедельно, по замкам, по фортам, на Куршскую косу, побережье, восток области. Популярностью пользовался маршрут в Полесск и Неман, город пива и город сыра", — анализирует Светлана Слепенок.
«Многие приехали посмотреть Калининград именно зимой с расчетом на то, чтобы вернуться посмотреть его летом. Им понравилось, думаю что летом будут возвращаться», — рассказывает основатель проектов «Народный экскурсовод» и «Хобби-Тур» Виктория Корнева.
Она отмечает, что по сравнению с прошлым годом произошел рост числа пешеходных экскурсий.
«Пешеходные экскурсии были очень востребованы практически до конца каникул. Только начиная с 7 числа, было пустовато, так как люди начали уезжать. У нас 1 января начались экскурсии, предельная норма соблюдалась, людей было много и многие выбирали индивидуальные экскурсии. Есть у людей опасения когда большие группы, а когда один экскурсовод риска заболеть меньше», — поясняет Корнева.
По ее словам, из-за того, что в области запретили экскурсии для групп численностью свыше 10 человек, даже маленькие группы приходилось делить на части, и все экскурсоводы были заняты. «Нам пришлось обеспечивать на один автобус по два человека. Сложность была в том, чтобы хватило автобусов и экскурсоводов, чтобы дробить группы на меньшее количество, чтобы соблюдать требования», — подчеркнула она.
Рост цен на туры
Цены на экскурсии региональные компании старались не повышать до последнего, но с 1 января популярный у туристов национальный парк «Куршская коса» увеличил стоимость посещения со 150 до 300 рублей с человека и, несмотря на преференции туроператорам, из-за того, что группы должны были быть не более 10 человек.
«Цены на Косу и на экскурсии выросли, в среднем, на 200 рублей, потому что иначе пришлось бы везти людей за свои деньги. Люди реагировали на это нормально, потому что так сложилось, что у нас в Калининграде были самые низкие цены по России. Пока удавалось работать — работали. А сейчас ковид свое дело делает и уже невозможно такие цены держать», — сетует глава Ассоциации Светлана Слепенок.
Туроператор «Янтарная мозаика» незначительно увеличил цены на часть своих туров. «Мы продавали по ценам которые заявляли ранее. Потому что не имели ни морального, ни законного права поднимать их. А индивидуальные продажи в моменте, — кто-то в офис пришел и купил экскурсию, — мы старались компенсировать, но не сильно — на 100-200 рублей подняли. Транспорт в цене не меняется, расходы не меняются, а надо содержать, нанимать автобус, гида. Экономика тут не выдерживает никакой критики», — говорит гендиректор компании Карен Галстян.
Спрос на жилье и рестораны
Директор агентства недвижимости «Эрвин» Лариса Шуляк отмечает, что спрос на аренду жилья в новогодние праздники превысил предложение. Невзирая на введенные ограничения, никто из забронировавших жилье до нового года не отказался от своих планов. Довольны работой в праздники и в отеле Mercure.
«Мы неплохо отработали. Было сложно, особенно с питанием. Были отказы — люди боялись ехать, переживали, что они могут не все посетить площадки, которые запланировали, а просто сидеть в отеле будет не так интересно», — говорит директор отдела продаж и маркетинга отеля Евгения Алисова.
Большой наплыв туристов в Новый год отмечают в сети ресторанов Britannica Project. «Туристов было очень много — примерно ⅔ гостей. Учитывая ограничения, была посадка равномерная в течение всего дня. Время ограничили, посещаемость сжалась. Были совсем жесткие дни — предновогодние и первые числа января, начиная с 3 числа. В Калининграде еще были места, а в Светлогорске например было нереально поужинать. Мы были готовы к такому [количеству гостей], все смены усилены, но мест хватило не всем. Но с утра, например, было поспокойней», — говорит глава сети Максим Здрадовский.
По оценкам министра по культуре и туризму Калининградской области, в новогодние праздники регион посетило 53 тысячи туристов — на 10% больше, чем в тот же период 2020 года. Однако губернатор Антон Алиханов на брифинге назвал журналистам цифру в 490 тысяч приезжих, уточнив, что оценил ее по количеству иногородних сим-карт по состоянию на 31 декабря.
Как писал РБК Калининград, в конце декабря власти области приняли новый пакет ограничительных мер в связи с распространением коронавируса. Так, обслуживание посетителей в заведениях общепита было запрещено с 31 декабря до полуночи 3 января. На рестораны отелей и гостиниц этот запрет не распространялся, но там было ограничено время приема пищи: завтрак — с 07:00 до 10:00, обед — с 12:00 до 15:00, ужин — с 17:00 до 20:00. А с 25 декабря по 10 января проведение экскурсий в музеях, на туристических прогулках и автобусных экскурсионных маршрутах было возможно лишь для групп не более 10 человек.