Транзит без проволочек. Бизнес предлагает перенять опыт Дальнего Востока
Калининградская железная дорога оказалась не совсем готова к приему большого количества контейнерных поездов по «Новому шелковому пути». Самые острые проблемы транзитных контейнерных перевозок обсуждали на заседании комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты.
Сейчас через регион проходит порядка 70 поездов в восточном и западном направлении (большая часть идет на запад — прим. РБК Калининград). На этом транзите работают три компании региона, при этом, у КЖД для этого не хватает штата, что замедляет обслуживание, сообщил директор компании «Транс-Эским» Юрий Пятанов.
«Немножко оказалась не готова наша железная дорога к приему такого количества поездов “Шелкового пути”. Сейчас мы приступили к периоду отладки движения поездов (транзитных - прим. РБК Калининград) в направлении Балтийска и Калининградского порта. [...] Калининградская железная дорога приняли наши замечания и делают все, чтобы пополнить свой штат, поскольку до этого они распустили многих людей, чтобы и бригады были скомплектованы, и приемосдатчики, и вагонники, и прочее», — объяснил предприниматель.
Новый шелковый путь — концепция новой панъевразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.
В маршрут входит Транссибирская магистраль. Поезда по этому самому длинному в мире грузовому железнодорожному маршруту из Китая в Германию будут идти 15 дней, что в два раза быстрее, чем по морскому маршруту через Суэцкий канал.
11 ноября 2019 года в Калининградскую область по «Новому шелковому пути» прибыл первый контейнерный поезд. Подача вагонов прошла на железнодорожном паромном комплексе в Балтийске. Груз был доставлен из Китая за 8 дней.
География транзитных грузоперевозок из Калининграда расширяется. По словам генерального директора ЗАО «Линии Манн» Андрея Баркова, если изначально по «Шелковому пути» компании работали на три европейских порта — Росток, Мукран и Гамбург, — то сейчас грузы отправляют в порты Осло, Хельсинки и крупные порты Дании. В ближайшей перспективе будет развиваться отправка и в другие скандинавские порты, а также в Англию. Всё это даст значительный рост объемов контейнерных перевозок через Калининградскую область.
При этом, камнем преткновения в сфере контейнерных перевозок региона транспортники называют упрощенную процедуру транзита (перемещение товара иностранного производства под контролем таможни — прим. РБК Калининград).
«При каждом существенном увеличении грузопотока всегда вылезают узкие места, так называемые бутылочные горлышки. Одно из таких — проблема с оформлением. Область небольшая, эксклавная. Но процедура транзита, которую мы вынуждены открывать при входе в область и при отгрузке в порту на судно, на ЖДПП (железнодорожный пункт пропуска — прим. РБК Калининград) «Чернышевское» открывается в 5-6 часов, примерно во столько же закрывается. В порту мы имеем 10-12 часов на оформление процедуры транзита, которая явно излишне. Поезд от «Чернышевского» до «Калининград-Сортировочный» идет полтора-два часа. Причем, риски при движении блокированных контейнерных поездов, когда товары следуют в крупнотоннажных контейнерах за таможенными пломбами под охраной РЖД без остановок — риски отсутствуют.
Это приводит к скоплению контейнерных поездов на российско-литовской границе. Это приводит к задержке с погрузкой контейнеров в портах на суда, пока не закончится процедура таможенного закрытия. И все это наваливается как снежный ком», — рассказал Барков.
«Убрать, если жестко говорить, эту процедуру из движения контейнерного поезда через Калининградскую область. Процедура явно излишняя. Отправляли документ в Минтранс и Минфин (России - прим. РБК Калининград), но воз и ныне там. Почти год этому вопросу», — посетовал Пятанов. «Если эти моменты мы успешно преодолеем, заявки на перевозку в нашем направлении кратно увеличатся», — резюмировал Юрий Пятанов.
Решить проблему, по мнению предпринимателей, можно, переняв опыт Дальнего Востока. Там процедура транзита контейнерных перевозок устроена следующим образом: контейнеры с грузом из КНР формируются в поезда на железнодорожном пункте пропуска, их осматривают, при отсутствии поврежденных пломб и доступа к грузу ставится отметка «нарушения не выявлены», а сформированный поезд отправляется дальше в морские порты.
«По аналогии с этими схемами были разработаны маршруты через Калининградскую область. И если мы рассматриваем единое правовое поле, если эти схемы работают на Дальнем Востоке, они должны работать и в западном регионе. Безтранзитное оформление — самый важный вопрос, номер один. Надо взять положительный опыт Дальнего Востока и применить его в Калининградском регионе. Это не требует ни финансовых затрат, ни особых проработок документально-правовых», — подчеркнул Барков.
В сентябре 2020 года на Калининградской железной дороге почти в 10 раз по сравнению с этим же месяцем прошлого года вырос объем транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай — Европа — Китай. Такой рост в КЖД связывают с тем, что в существующей системе логистических цепочек грузоотправители и грузополучатели признают калининградское направление одним из самых эффективных и по скорости доставки, и по сохранности грузов.
В конце февраля губернатор Антон Алиханов на встрече с представителями Федеральной таможенной службы (ФТС) обсуждал вопрос особых условий для контейнерных поездов следующих через таможенный пост морского порта Калининград (аналогия с технологией Дальнего Востока). 1 марта региональные власти получили ответ от Минтранса, о том, что этот вопрос сейчас прорабатывается.