Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Транзит без проволочек. Бизнес предлагает перенять опыт Дальнего Востока

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Калининградская железная дорога оказалась не совсем готова к приему большого количества контейнерных поездов по «Новому шелковому пути». Самые острые проблемы транзитных контейнерных перевозок обсуждали на заседании комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты.

Сейчас через регион проходит порядка 70 поездов в восточном и западном направлении (большая часть идет на запад — прим. РБК Калининград). На этом транзите работают три компании региона, при этом, у КЖД для этого не хватает штата, что замедляет обслуживание, сообщил директор компании «Транс-Эским» Юрий Пятанов.

«Немножко оказалась не готова наша железная дорога к приему такого количества поездов “Шелкового пути”. Сейчас мы приступили к периоду отладки движения поездов (транзитных - прим. РБК Калининград) в направлении Балтийска и Калининградского порта. [...] Калининградская железная дорога приняли наши замечания и делают все, чтобы пополнить свой штат, поскольку до этого они распустили многих людей, чтобы и бригады были скомплектованы, и приемосдатчики, и вагонники, и прочее», — объяснил предприниматель.

Новый шелковый путь — концепция новой панъевразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.

В маршрут входит Транссибирская магистраль. Поезда по этому самому длинному в мире грузовому железнодорожному маршруту из Китая в Германию будут идти 15 дней, что в два раза быстрее, чем по морскому маршруту через Суэцкий канал.

11 ноября 2019 года в Калининградскую область по «Новому шелковому пути» прибыл первый контейнерный поезд. Подача вагонов прошла на железнодорожном паромном комплексе в Балтийске. Груз был доставлен из Китая за 8 дней.

 

География транзитных грузоперевозок из Калининграда расширяется. По словам генерального директора ЗАО «Линии Манн» Андрея Баркова, если изначально по «Шелковому пути» компании работали на три европейских порта — Росток, Мукран и Гамбург, — то сейчас грузы отправляют в порты Осло, Хельсинки и крупные порты Дании. В ближайшей перспективе будет развиваться отправка и в другие скандинавские порты, а также в Англию. Всё это даст значительный рост объемов контейнерных перевозок через Калининградскую область.

Фото: Александр Подгорчук

При этом, камнем преткновения в сфере контейнерных перевозок региона транспортники называют упрощенную процедуру транзита (перемещение товара иностранного производства под контролем таможни — прим. РБК Калининград).

«При каждом существенном увеличении грузопотока всегда вылезают узкие места, так называемые бутылочные горлышки. Одно из таких — проблема с оформлением. Область небольшая, эксклавная. Но процедура транзита, которую мы вынуждены открывать при входе в область и при отгрузке в порту на судно, на ЖДПП (железнодорожный пункт пропуска — прим. РБК Калининград) «Чернышевское» открывается в 5-6 часов, примерно во столько же закрывается. В порту мы имеем 10-12 часов на оформление процедуры транзита, которая явно излишне. Поезд от «Чернышевского» до «Калининград-Сортировочный» идет полтора-два часа. Причем, риски при движении блокированных контейнерных поездов, когда товары следуют в крупнотоннажных контейнерах за таможенными пломбами под охраной РЖД без остановок — риски отсутствуют.

Это приводит к скоплению контейнерных поездов на российско-литовской границе. Это приводит к задержке с погрузкой контейнеров в портах на суда, пока не закончится процедура таможенного закрытия. И все это наваливается как снежный ком», — рассказал Барков.

«Убрать, если жестко говорить, эту процедуру из движения контейнерного поезда через Калининградскую область. Процедура явно излишняя. Отправляли документ в Минтранс и Минфин (России - прим. РБК Калининград), но воз и ныне там. Почти год этому вопросу», — посетовал Пятанов. «Если эти моменты мы успешно преодолеем, заявки на перевозку в нашем направлении кратно увеличатся», — резюмировал Юрий Пятанов.

Фото: Александр Подгорчук

Решить проблему, по мнению предпринимателей, можно, переняв опыт Дальнего Востока. Там процедура транзита контейнерных перевозок устроена следующим образом: контейнеры с грузом из КНР формируются в поезда на железнодорожном пункте пропуска, их осматривают, при отсутствии поврежденных пломб и доступа к грузу ставится отметка «нарушения не выявлены», а сформированный поезд отправляется дальше в морские порты.

«По аналогии с этими схемами были разработаны маршруты через Калининградскую область. И если мы рассматриваем единое правовое поле, если эти схемы работают на Дальнем Востоке, они должны работать и в западном регионе. Безтранзитное оформление — самый важный вопрос, номер один. Надо взять положительный опыт Дальнего Востока и применить его в Калининградском регионе. Это не требует ни финансовых затрат, ни особых проработок документально-правовых», — подчеркнул Барков.

В сентябре 2020 года на Калининградской железной дороге почти в 10 раз по сравнению с этим же месяцем прошлого года вырос объем транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай — Европа — Китай. Такой рост в КЖД связывают с тем, что в существующей системе логистических цепочек грузоотправители и грузополучатели признают калининградское направление одним из самых эффективных и по скорости доставки, и по сохранности грузов.

В конце февраля губернатор Антон Алиханов на встрече с представителями Федеральной таможенной службы (ФТС) обсуждал вопрос особых условий для контейнерных поездов следующих через таможенный пост морского порта Калининград (аналогия с технологией Дальнего Востока). 1 марта региональные власти получили ответ от Минтранса, о том, что этот вопрос сейчас прорабатывается.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Калининград
Минобороны сообщило о 14 сбитых дронах в пяти регионах РоссииПолитика, 07:27
Силы РЭБ уничтожили два дрона на севере Ростовской областиПолитика, 07:14
Четыре ключевых тренда года на маркетплейсахРБК и МТС Банк, 07:10
Эксперты оценили риски лихорадки Оропуш для россиянОбщество, 07:07
Власти Белоруссии изменили механизм выплат по спорным евробондамФинансы, 07:00
Украинский дрон упал рядом с жилым домом в Липецкой областиПолитика, 06:53
Трамп анонсировал большой митинг в городе, где произошло покушениеПолитика, 06:33
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Новостройка с собственным пляжем: жилой район City BayРБК и City Bay, 05:54
Напарник Трампа вызвал недовольство однопартийцев словами о «кошатницах»Политика, 05:52
В Липецкой области ввели режим воздушной опасностиПолитика, 05:49
Подорвавшего железную дорогу под Рязанью обвинили в девяти преступленияхОбщество, 05:33
Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает»Политика, 05:08
В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 годуОбщество, 04:58
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в ВаршавеОбщество, 04:37