Калининградские риелторы выступили против монополизации рынка рекламы
Российская гильдия риелторов осудила принятие в первом чтении поправок в закон «О рекламе», предполагающие создание единого оператора на рынке цифровой рекламы и интернет-объявлений, и отправила в Государственную Думу письмо. В нем представители рынка недвижимости высказались резко отрицательно о нововведениях, которые могут уничтожить конкуренцию в рекламной отрасли.
Президент гильдии риелторов Калининградской области Олег Перевалов рассказал РБК Калининград, что специалисты регионального рынка недвижимости участвовали в обсуждении письма коллег в Госдуму и полностью поддерживают выраженное в нем мнение.
«С принятием нового закона первое время точно будет неразбериха. Непонятно, что это будет за оператор — частная компания или государственная. Как она будет контролировать рынок, как регламентировать цены и определять места для рекламы. Там ведь столько документов нужно согласовать, чтоб получить участок. Думаю единый оператор, тотальный контроль — излишние нововведения, которые приведут к монополии в отрасли. И полностью разделяю мнение коллег о том, что новый закон, в том виде, в каком был представлен, увеличит затраты риелторов в части рекламы, что в конечном счете ляжет на плечи потребителей», — комментирует специалист.
По его мнению, принятые в первом слушании поправки, влекут за собой только избыточный контроль и монополию, что негативно скажется на бизнесе, в том числе и в части ценовой политики.
«Конкуренция дает нам право выбора на размещение рекламы там, где выгодно, за счет этого можно как-то оптимизировать дополнительные расходы. При едином операторе такой возможности не будет, он сам начнет устанавливать цену, и не факт, что она будет оправдана. Сейчас безопасность рекламы достаточно контролируется действующим законом», — отмечает Перевалов.
Эксперт считает, что пока закон не принят, рано о чем-то говорить, и надеется, что во втором чтении будут внесены все необходимые замечания.
Гендиректор агентства «Союз профессиональных риелторов» Татьяна Гилева полностью разделяет мнение коллеги.
По ее словам, монополия — это всегда плохо, «путь в никуда», а здоровая конкуренция должна быть всегда. И если издатели закона трактуют, что он в первую очередь направлен на укрепление безопасности России, то в ее практике еще не встречались случаи, чтобы с рекламной площадки исходила какая-нибудь угроза.
Что касается ценовой политики, то даже сейчас, в условиях конкурентоспособности, риелторы сталкиваются с некой монополией среди двух рекламных агрегаторов. Риелторы работают чаще всего с «Авито» и ЦИАНом как с инструментами рекламы, и размещают там объявления, цены на площадках позволяют вести бизнес, но вложения требуются довольно значительные — около 560 рублей за одно объявление.
«Получается, что 56 тысяч мне нужно только для работы на этих маркетплейсах. Плюс, «Авито», к примеру, просит целевой звонок от застройщика. Рекламная площадка в конкурентной среде ставит какие-то свои условия, хотя она не эксперт в области недвижимости, не знает особенностей этой сферы. И целевой звонок у них тоже стоит денег — 2 тысячи рублей, это у нас в Калининграде. В Москве и Санкт-Петербурге просят 5-6 тысяч рублей», — объясняет риелтор.
Она отмечает, что сегодня, многие риелторы имеют шанс воспользоваться альтернативой с более гибкими условиями и ценами — М2, Домклик, какие-то региональные площадки, сайты своих компаний. Но так складывается, что в городах до миллиона жителей по статистике больше пользуются «Авито», а в «миллионнике» прибегают к услугам ЦИАН.
«Страшно подумать что будет, если рекламная отрасль попадет в одни руки. Условия станут жестче, и не только относительно стоимости. Их будет диктовать монополист со своей точки зрения, будет цензура одного агрегатора, одного мнения», — добавляет она.
Собеседница допускает, что сейчас просто реализуется чей-то коммерческий проект.
«Нет в этом никакой логики. Отдавать такую отрасль в одни руки, я считаю, нельзя. Если копнуть глубже, то сколько высококлассных специалистов, айтишников, задействованных в этой сфере, вынуждены будут перепрофилироваться, так как останутся без работы. Конкуренция должна быть, она подталкивает к развитию. С принятием закона пострадают многие, и риелторы в том числе. А в итоге все расходы лягут на конечного потребителя», — выражает мнение Татьяна Гилева.
Генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый считает, что сам по себе закон, в случае его принятия в текущем виде, станет «без преувеличения необоснованным наказанием для всех участников рынка: компаний, населения, IT-сообщества и, в целом, экономики».
«Крупнейшие участники отрасли, бизнес и общественные организации уже отправили письма в правительство и Госдуму с просьбой пересмотреть законопроект и исключить из него доски объявлений. ФАС вынесла отрицательную рекомендацию, так как сам законопроект исключает любую конкуренцию и приведет к ухудшению бизнес-среды и качеству услуг и продуктов для пользователей», — пояснил Правдивый.
Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что ко второму чтению власти будут делать «все для того, чтобы отечественный бизнес не пострадал, а, наоборот, получил дополнительные преференции».
Поправки предполагают создание единого оператора на рынке цифровой рекламы и интернет-объявлений. Оператором станет выбранная государством частная компания, которая сможет в течение 30 лет контролировать размещение рекламы на всех площадках: от билбордов до интернет-сервисов и классифайдов. Многие участники российского рекламного рынка заявили о монополизации отрасли и выступили против такой инициативы.
Как ранее писал РБК Калининград, против законопроекта уже выступили бизнес-омбудсмены ряда регионов России, в том числе, Калининградской и Рязанской областей, Башкирии. Власти Москвы, Санкт-Петербурга, Коми и Новосибирской области также не поддержали новый проект.