Будем увеличивать цены: бизнес области — о введении маркировки лекарств
До вступления в силу закона об обязательной маркировке лекарств, который начнет действовать с 1 января 2020 года, осталось менее двух месяцев. Однако производители медикаментов и владельцы сетей аптек говорят о неготовности к его реализации. Для исполнения нового законодательства им приходится нести довольно крупные затраты, которые впоследствии приведут к подорожанию лекарственных средств. Предприниматели рассказали РБК Калининград, каких изменений ожидать со следующего года на фармацевтическом рынке и как они отразятся на бизнесе и потребителях.
Лекарства подорожают
По словам владельца сети «Новая Аптека» Игоря Кастусика, для того чтобы начать исполнять требования законодательства, он приобрел специальное оборудование и программное обеспечение. «Мы почти установили программу, но ее необходимо дорабатывать. Не готова сама система, в ней постоянно ошибки. И мы считаем это большой проблемой», — говорит предприниматель.
Кроме того, теперь при приеме товара будет необходимо отсканировать каждую упаковку. А для этого могут потребоваться дополнительные сотрудники, отмечает Игорь Кастусик. В общей сложности расходы на одну аптеку составят порядка 30–40 тысяч. «Но это потому, что мы не одиночная аптека. Они заплатят больше, поскольку программу нужно дорабатывать только для одной торговой точки», — сообщил он.
Увеличится и объем налоговых отчислений. Для аптек со следующего года отменят единый налог на вмененный доход. «Непонятно, по какой причине для аптек и продавцов обуви отменили «вмененку», раз мы на маркировке. И вот здесь нет никакой логики вообще. Почему для нас отменили, а для всех остальных оставили, в том числе для продавцов спиртного. Если бы правило распространялось на всех, я бы понял — власть хочет собирать больше налогов. Но почему именно аптеки и обувь?» — рассуждает Игорь Кастусик.
Однако основная финансовая нагрузка ляжет на производителей медикаментов, считает учредитель технопарка «Экобалтик» и совладелец бренда «Мирамистин» Андрей Горохов. «У нас вышло где-то 35–40 миллионов рублей на оборудование и 10–15 миллионов рублей на программное обеспечение. Кроме этого, я был вынужден остановить завод для переоборудования производства. Два-три месяца займет обучение и модернизация производства, и, соответственно, люди будут получать ⅔ заработной платы. То есть нагрузка на нас, производителей, где-то 60–70 миллионов рублей. В конечном итоге мы будем вынуждены увеличивать цены на некоторые продукты, чтобы компенсировать эти затраты», — прокомментировал собеседник РБК Калининград.
Наживутся дважды
«Понятно, для чего это делается — для исключения фальсификата и отслеживания продукта от производителя до покупателя. И это хорошо», — говорит Андрей Горохов.
Однако Игорь Кастусик сомневается в необходимости введения маркировки лекарств. «Если хочется понять, кто и что реализует, то есть онлайн-кассы, там прекрасно видно, что продается, и название товара. Если говорить про фальсифицированные лекарства, ну так пусть покажут, где они есть? Забракованные препараты мы находили, но фальсифицированные никогда», — утверждает бизнесмен.
Предприниматель подчеркнул, что, помимо прочего, производители медикаментов рассчитывали через систему бесплатно получать данные о продажах. «Но выяснилось, что они будут платить за это деньги. И следовательно, эта система наживется дважды. То есть ее создатели будут получать 50 копеек за каждую марку, а это около 3 миллиардов рублей в год. Плюс продавать производителям информацию о продажах в каждом регионе и каждой аптеке. И производители, чтобы подстраивать свои производственные мощности и маркетинговые бюджеты, будут за эту информацию платить», — пояснил владелец сети «Новая Аптека».
Есть риски
Игроки рынка сходятся во мнении, что в целом фарма не готова к вступлению в силу нового законодательства. Также есть опасения, что лекарства будут поступать в калининградские аптеки в недостаточных количествах. «Где-то процентов 20–30 производителей, по моему пониманию, готовы. У нас не получится перебоев с поставкой лекарств, мы заполнили склады, вводили дополнительные смены и производили дополнительную продукцию. Другое дело, как будет проходить поставка медикаментов и как будет отслеживаться на всех этапах, вот вопрос», — рассказывает Андрей Горохов.
По мнению Игоря Кастусика, дефицита с лекарствами возникнуть не должно, однако могут быть проблемы с их реализацией из-за сбоев в программном обеспечении. «Когда начинался учет алкоголя по маркам, были частые сбои. И товар нельзя было продать. То есть если ты продашь, не отсканировав бутылку алкоголя по марке, то она у тебя продолжает числиться, и ты потом будешь отвечать, куда ты ее дел. То же самое с лекарствами. Но если человек останется без бутылки водки — ничего страшного. А если он останется без лекарства?» — сообщил бизнесмен.
Он добавил, что, вероятнее всего, предпринимателям дадут переходный период, чтобы опробовать новую систему. Также им будет разрешено продавать лекарства без маркировки, произведенные до 1 января 2020 года. «Но нам бы хотелось, чтобы нам дали еще год подготовиться к маркировке, пробовать продавать, на год оставили на «вмененке», потому что налогами задушат — и многие аптеки придется закрывать. Больше всего пострадают одиночные торговые точки», — заключил Игорь Кастусик.
Как ранее сообщал РБК Калининград, экс-мэр Калининграда и депутат Госдумы от Калининградской области Александр Ярошук намерен выступить с инициативой об отсрочке на полгода вступления в силу закона о маркировке лекарственных препаратов. Это связано с поступающими запросами от производителей медикаментов, которые не успевают промаркировать все упаковки.