«Зашиваемся»: как турбизнес региона переживает майские праздники
Загрузка отелей Калининграда на майские праздники достигла почти 100%, количество туристов почти вдвое превысило показатели последних двух лет, а экскурсионные компании с трудом справляются с нагрузками. Об этом РБК Калининград рассказали представители туристического рынка региона.
По данным онлайн-табло аэропорта Храброво, только 3 мая воздушная гавань региона приняла 47 рейсов, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга.
Туроператоры отмечают, что эти два крупных города и Московская область всегда были основными регионами, откуда в Калининград приезжали туристы. Но сейчас «география представлена вся, особенно те города, откуда поставлены прямые рейсы», рассказала руководитель турфимы «Юнона», руководитель региональной Ассоциации туроператоров Светлана Слепенок.
Нагрузка на туроператоров
В то же время Слепенок отмечает, что пока ее компания обслужила меньше туристов, чем в прошлом году — 150-200 человек в день.
«Глубины бронирования нет вообще. Если раньше бронь была за месяц-два, за полгода даже на майские, то сейчас из-за пандемии люди, в последний момент приехав в город, выбирают экскурсионные услуги. Это связано с тем, что люди планировали в Турцию [поехать]. Понятно, что хотели на теплом море позагорать. Но Турцию обрубили. Когда предложили путешествовать по России, не всегда едут. Решили больше ждать, деньги на депозит положили. Плюс пандемия — люди аккуратно путешествуют. Ну и погода, холодно все-таки. Транспорт у нас есть, мы обслужим любое количество людей. Такого ажиотажа, что мы захлебываемся, что не выполним обязательства, такого нет, нормально работаем», — поясняет глава «Юноны».
Противоположную ситуацию описывает руководитель туроператора «Янтарная мозаика» Карен Галстян. По его словам, продажи на эти майские праздники выросли на 40-50%.
«Зашиваемся. Автобусов на линии больше 20, гидов много задействовано. Очень много заказывают индивидуальных экскурсий, поэтому не хватает экскурсоводов с автомобилями. У нас с транспортом проблемы, с экскурсоводами. Некоторое цены поднимают, пользуясь ситуацией, безвыходным положением агентств и туроператоров. Не все, конечно. Те, кто с нами работали, они все это понимают. А вот вновь прибывшие экскурсоводы, вновь обученные... какая-то тенденция нехорошая пошла. Есть над чем подумать, над чем поработать», — отмечает бизнесмен.
Помогли Турция и кэшбэк
Бронировать экскурсии и места в отелях Калининградской области россияне активно стали в середине марта, когда правительство объявило о третьем этапе программы туристического кэшбэка. Сейчас ею воспользовалось больше туристов, чем в первые две волны программы. «Система заработала», — говорит Светлана Слепенок.
«Эта программа и создала этот ажиотаж, помогла и поспособствовала такому росту потока. Железобетонно. Правительство помогло, и это дает свои плоды: деньги ушли не в песок, а именно возвращаются туристам», — отмечает Карен Галстян.
Третий этап туристического кэшбэка действует до 15 июня, при этом отправиться в поездку можно до 30 июня включительно. Условия программы остались прежними: продолжительность тура или проживания в гостинице — от двух ночей, сумма возврата — 20% стоимости путевки, но не более 20 тысяч рублей. Кэшбэк начисляется только за поездки, оплаченные картой «Мир». На третий этап выделили два миллиарда рублей.
Активно идут бронирования и в отелях в центре Калининграда. В «Кайзерхоф» загрузка в праздники составила 99%, на весь май — 80-85%. «Самый топ был, когда кэшбэк запустился в конце марта. До этого был небольшой провал. С 18 марта 10 дней после был шквал по бронированиям. Повышенный интерес был в преддверии майских праздников, за несколько дней до них. Возможно, интерес подняли пролонгированные праздники. В прошлом году в это время были жесткие ограничения, а по сравнению с 2019 годом спрос увеличился примерно на 40-50%», — говорит маркетолог отеля Наталья Колмогорова.
В Mercure еще несколько месяцев назад раскупили почти весь номерной фонд на начало мая. Однако, по словам менеджера по рекламе и связям с общественностью отеля Дианы Макаровой, наплыв гостей не связан с эпидемией и является традиционным во время всех государственных праздников.
Март-апрель был очень напряженным и для «Янтарной мозаики», поскольку тогда желающие посетить Калининградскую область бронировали не только майские выходные, но и первые летние месяцы.
«Если раньше группу селили в один-два отеля, то сейчас раскидываем по многим, потому что уже нет такого количества свободных номеров. Все, что можно было продать, уже продали», — говорит Карен Галстян.
При этом туроператоры и отельеры отмечают, что если во второй половине майских праздников, ближе к 9 мая, в регион захотят приехать туристы, которые еще не бронировали места, несколько свободных номеров и экскурсий для них найдется.
Большой спрос на самый западный регион России образовался, в том числе, и благодаря закрытию Турции. Многие россияне, предпочитающие в это время года недорогой отдых на средиземноморском побережье, вынуждены искать другие варианты.
«Те, кто не смогли уехать куда-то за границу, ездят по России. Никто не хочет дома сидеть. Слава богу, что люди у нас поняли, что такое туризм и ездят много и часто. Это хорошо», — уверен глава туроператора «Янтарная мозаика».
Ранее представители регионального рынка недвижимости заявили, что посуточная аренда квартир на майские праздники может подскочить на 30-50%. Это связано с тем, что многие отели уже забронированы, в том числе, и люксовые номера стоимостью 40 тысяч рублей за сутки.
В начале марта представители гостиничного бизнеса сообщали, что в регионе сократилась глубина продаж: если раньше люди покупали туры за полгода, то сейчас, как правило, покупают за неделю.
РБК Калининград побеседовал с участниками туристического рынка и выяснил, как субсидирование кредитов на строительство отелей может помочь развитию местного гостиничного и туристического бизнеса и что еще можно сделать в этом направлении.