В первом рельсобусе до Краснолесья туристам не хватило сидячих мест
1 мая в регионе запустили первый туристический рельсобус по маршруту Калининград — Краснолесье (Нестеровский район). Впечатления от большой праздничной программы в поселке приехавшим туристам испортила дорога. Журналист РБК Калининград тоже отправился в Виштынец рельсобусом и поделился впечатлениями от первого рейса.
Проблемы начались еще на Южном вокзале, когда за десять минут до отправления стало ясно, что сидячих мест на всех не хватает. Пенсионеры, женщины с детьми вынуждены были толкаться в проходах и тамбурах, где пространство занято еще и велосипедами. А впереди почти три часа в дороге, цена билета в одну сторону — 439 рублей.
В Краснолесье рельсобус остановился на шесть часов. Туристам приготовили обширную культурную программу — велопрогулки, катание на лошадях, бесплатные экскурсии по Виштынецкому эколого-историческому музею от его хранителя Алексея Соколова, пешие экскурсии к Семиключью по Роминтенской пуще — истоку реки Синяя, поездка в музей Кристионаса Донелайтиса в Чистых прудах и к Токаревскому мосту. На поляне перед музеем развернулась ярмарка. Пока последние группы туристов перекусывали, покупали сувениры и наслаждались видами тысячелетнего леса, часть пассажиров спешила занять места в душных вагонах под палящим солнцем. В обратный путь рельсобус отправлялся в 18:36. Уже в 17:50 в нем не было свободных сидячих мест.
Группы возмущенных, ожидавшие отправления поезда, толпились в тени на станции и на ступеньках вагонов, пытаясь устроиться в тамбурах между велосипедами.
«Поездка великолепная, локация чудесная. Есть что развивать, есть что посмотреть, природа великолепная, люди добрейшие. Одна проблема — доставка сюда. Мы приехали большой компанией — 16 человек, 11 — дети, которые стояли в дороге. При этом билеты на нас и велосипеды мы покупали одни из первых, и билеты для детей онлайн покупались по полной стоимости. Для велосипедов мест нет — они на людях. Люди стоят, женщины с детьми стоят. Я считаю, что есть над чем поработать, потому что это одна из причин, почему люди не поедут в эту прекрасную локацию. Многие вышли из рельсобуса еще в Калининграде из-за этой ситуации, даже с купленными билетами. Просто встали и вышли. Прицепите, пожалуйста, два вагона с местами, и они будут заполнены. Мы думали о том, что мы повезем сюда весь класс в следующий раз, но теперь я такое на себя не возьму, потому что кому-то просто станет плохо в дороге», — поделилась с РБК Калининград одна из путешественниц, Мария.
С ней соглашается турист Антон.
«Это все было анонсировано как туристическая поездка, где будет комфорт. Никто не говорил, что это будет сопряжено именно с регулярным маршрутом до Черняховска и других мест. Некомфортно. И то, что не хватило мест, действительно вызывает не то что озабоченность, это реально проблема», — отметил он.
Приехавшие отдохнуть в Краснолесье жители Черняховска тоже считают, что добавить к рельсобусу нужно минимум два вагона и кондиционеры.
«В остальном ответственность лежит не на РЖД, а на воспитании наших детей, когда 14-летние подростки не видят мир вокруг себя, и женщины с детьми вынуждены стоять», — отметил Иван.
На обратном пути уставшие стоять люди садились прямо на пол вагона, вскакивая каждый раз, когда другие пассажиры передвигались по рельсобусу. Кто-то сидел на ступеньках тамбура.
В вагонах периодически слышались возмущения и призывы оставить перевозчику отзыв через QR-коды, наклеенные на каждом стекле.
«У нас там герои СВО, а они вынуждены сидеть на грязных ступеньках. РЖД должно быть стыдно!», — возмущался один из мужчин.
23 апреля на странице «ВКонтакте» министра по культуре и туризму региона Андрея Ермака, жители стали спрашивать, продаются ли билеты по местам или тем, кто не успел сесть, придется ехать стоя.
«Система так настроена, что билеты пока без мест и риск ехать стоя присутствует, хотя и минимальный. КЖД уже работает над корректировкой системы продажи билетов, чтобы можно было продавать с местами», — ответил тогда министр.
Комментарий Калининградской железной дороги
В отделе корпоративных коммуникаций Калининградской железной дороги корреспонденту РБК Калининград пояснили, что рельсобус до Краснолесья является пригородным и относится к транспорту общего пользования.
«Он включен в транспортный заказ областного правительства и билеты продаются без мест. В транспорте общего пользования продажи билетов по местам или ограничения прав пассажиров не предусмотрено. Вы же в рейсовом автобусе городском не требуете, чтобы по количеству мест пускали в автобус? То же самое и с пригородным железнодорожным транспортом», — рассказал руководитель отдела Александр Першин.
По его словам, увеличить количество вагонов тоже нельзя, поскольку рельсовые автобусы конструкционно могут курсировать в двух- или трехвагонном исполнении, а на Краснолесье идут как раз три вагона.
Говоря о размещении велосипедов Першин подчеркнул, что это не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд.
«Для того, чтобы разместить огромное количество велосипедов, нужно или выделять один вагон или вносить изменения в конструкцию рельсового автобуса. А для этого нужно очень серьезное согласование. Но тем не менее вопрос такой был на этапе подготовки маршрута и сейчас находится в проработке», — подчеркнул глава отдела корпоративных коммуникаций.
Как писал РБК Калининград, рельсобус в Краснолесье будет курсировать по выходным и праздничным дням. Он отправляется в 9:55 с Южного вокзала и прибывает на конечную станцию в 12:36. В обратный путь выезжает со станции в 18:36 и возвращается в Калининград в 21:08.