Глава «Куршской косы» о Виштынце: «Никто не говорит, что нельзя строить»
11 апреля вступает в силу постановление федеральных властей о создании на территории регионального природного парка «Виштынецкий» национального парка. О новом статусе территории, его влиянии на жизнь местного населения и калининградцев в целом РБК Калининград побеседовал с директором национального парка «Куршская коса», депутатом Заксобрания Анатолием Калиной. О предстоящих нововведениях он рассказал на примере первого нацпарка региона.
Анатолий Калина назначен его директором 31 мая 2011 года. Он подчеркивает, что за это время нацпарк занял устойчивую позицию в пятерке лучших парков России — самых популярных и доступных.
— Анатолий Анатольевич, в Калининградской области с завтрашнего дня начнется работа по созданию второго национального парка. Скажите, что это значит для региона? И воспринимаете ли Вы это событие как начало своего рода конкуренции с Куршской косой?
Я не думаю, что это будет конкуренция. Считаю, что для региона это хорошо. Такая ситуация произошла не только на территории Калининградской области, но и в Нижегородской области. То есть создаются особо охраняемые природные территории как раз для того, чтобы люди приезжали и посещали их. У нас восток области — прекрасная территория. Я думаю, туристам можно будет советовать посещать не только Куршскую косу, но и перенаправить турпоток в ту часть региона, на Виштынец.
— А что принесет новый статус местному населению? Долгое время жители боролись против такого решения. Из-за протестных настроений населения проект пытались «спустить на тормозах» региональные власти. Как считаете, оправдаются ли опасения тех, кто считает, что новый статус приведет к сокращению рабочих мест в агрохолдингах, ограничению строительства и разного рода бытовым административным трудностям?
Я не думаю, что для них в бытовом смысле что-то изменится. По условиям постановления (правительства РФ о создании нацпарка «Виштынецкий» — прим. ред.), поселки исключены из состава нацпарка. Если на территории парка «Куршская коса» они включены в состав, то там они исключены. Единственное, могут возникнуть ограничения на посещение, когда начнется перераспределение на охранные, заповедные зоны и так далее. Что касается сбора грибов, ягод в рекреационных зонах, как у нас это разрешено, так же и там будет разрешено. Не думаю, что будет большое количество ограничений, в любом случае национальный парк будет взаимодействовать с людьми. Если мы возьмем ситуацию в нашем национальном парке десять лет назад, жители поселков тоже были все против. Но на данный момент у нас конфликтов с местным населением вообще нет. Наоборот, люди как раз понимают, что [благодаря статусу нацпарка — прим.ред] они начали заниматься и внутренним, сельским туризмом. То есть, туристы едут, останавливаются у них дома, они показывают свои работы, ремесла. Поэтому мое мнение однозначно: от нововведений хуже не будет.
— То есть вы считаете, что местным жителям не придется, как сейчас говорят, согласовывать «каждый чих» с федеральным минприроды?
Что касается территорий поселений, местные жители не пострадают вообще. Что касается территорий, которые были в аренде в Лесфонде, она перейдет в федеральный Лесфонд.
— Региональные власти ранее предлагали сделать национальным парком вместо Виштынца Балтийскую косу. По вашему мнению, по какой причине этого не произошло?
Думаю, что Балтийскую косу в ближайшем будущем тоже надо сделать федеральным национальным парком. Это изумительный участок, похожий на Куршскую косу, почему не было принято сейчас такого решения, я ответить затрудняюсь. В перспективе, считаю, было бы неплохо, если бы Балткосу присоединили к национальному парку «Куршская коса».
— Кто и как оценивает качество защиты природы в национальных парках?
Вообще это делается в НИИ экологии, сейчас с перераспределением начнется изучение территории. Парк (Виштынецкий — прим. ред.) был региональным, поэтому экологическую ситуацию контролировали на уровне Калининградской области. Сейчас, когда он станет федеральным, уже руководитель нацпарка будет контролировать.
— Имеющийся охранный статус нацпарка может защитить землю от строительства различных туркомплексов или другой инфраструктуры?
Статус национального парка — это часть программы Президента РФ по развитию туризма.
Если появится инвестор, который вступит в частно-государственное партнерство и согласует проект с Росимуществом, с Минприроды России, правительством Калининградской области, докажет, что его действия не будут ухудшать ситуацию, а наоборот, будут способствовать улучшению состояния территории нацпарка, то, после прохождения различных экологических экспертиз, строительство возможно.
Никто не говорит, что нельзя строить и все должно быть закрыто. Развитие инфраструктуры должно быть, как это происходит в других парках нашей страны.
РБК Калининград дозвонился до директора природного парка «Виштынецкий» Юрия Фещенко и попросили его прокомментировать предстоящие изменения. Он попросил позвонить через неделю, поскольку находится на больничном.
Как писал РБК Калининград, 1 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление правительства России о создании в Калининградской области национального парка «Виштынецкий». Согласно документу, который накануне был опубликован на сайте правительства РФ, площади охраняемых территорий в Нестеровском и Озерском муниципальных округах составят более 27,6 тыс. га.
Эти планы федеральные власти вынашивали несколько лет. В российском правительстве уверены, что такая мера позволит сохранить уникальный природный комплекс с лесными ландшафтами и водными объектами, включающими озеро Виштынецкое и несколько крупных рек, относящихся к бассейну Балтийского моря.
В лесном массиве располагается около десяти поселков, в которых живут 3-4 тыс. жителей, которые в течение пяти лет выступали против и писали письма в разные инстанции.
Ранее перспективы развития Виштынца в статусе федерального природного парка РБК Калининград прокомментировала сопредседатель экологической общественной организации «Экозащита»* (признана иноагентом) Александра Королева. Эколог считает, отрицательная реакция местных жителей на создание национального парка на территории Нестеровского и Озерского районов вполне предсказуема. Ведь людям, как правило, в первую очередь приходят на ум ограничения, а потом уже выгоды.