Жизнь после чемпионата. Интервью с директором стадиона «Калининград»
Крупнейший спортивный объект региона «отдыхает» после российского футбольного Суперкубка. Крупных российских и международных событий здесь в ближайшее время не предвидится, пока все на уровне переговоров. К 2024 году Государственное автономное учреждение «Стадион «Калининград» должно полностью отказаться от бюджетного финансирования и выйти на самоокупаемость. Реально ли это, какие деньги и на чем объект зарабатывает сейчас, сколько и на что тратит, как развивается? Эти вопросы РБК Калининград задал новому генеральному директору калининградской арены Владимиру Савину, который 8 июля официально был утвержден в этой должности.
Стадион «Калининград» на 35 тысяч зрителей строился специально к Чемпионату мира по футболу — с 2015 года и был сдан в эксплуатацию в марте 2018 года. По данным Правительства России, его сметная стоимость составила 19,1 млрд рублей. В апреле 2019 года было зарегистрировано одноименное Государственное автономное учреждение.
В июле 2017 года в Москве за хищения при строительстве стадиона был арестован бывший министр строительства Калининградской области Амир Кушхов. Его с группой соучастников обвинили в мошенничестве в особо крупном размере, присвоении 752 миллионов рублей, завышении объема строительных работ и списании песка. Спустя три года фигурантов отпустили из-под домашнего ареста.
О рентабельности и доходах
— За счет каких источников и в каком объеме сейчас финансируется ГАУ «Стадион «Калининград»?
— На содержание стадиона нужно около 220 млн в год, соотношение федерального и регионального финансирования примерно 95% на 5%.
Если говорить про структуру внебюджетных средств, то сейчас на четверть это доходы от аренды. Мы сдаем помещения на стадионе, у нас здесь находятся резиденты специального административного района (САР), арендаторы. Они приносят порядка 25% внебюджета.
Львиную долю дает наша спортивная составляющая, не только «Балтика» (калининградский футбольный клуб — прим. РБК Калининград). У нас это называется услугами. Это и аренда стадиона на матчи «Балтики», в том числе, проводили матч сборной России по регби. «Балтика» является нашим стратегическим партнером, она приносит значимую долю внебюджетных средств. Недавно прошел Суперкубок, который оплатила РПЛ (Российская премьер-лига — прим. РБК Калининград).
— Сколько, кстати, стадион заработал на Суперкубке?
— Аренда стадиона стоила 2,6 млн рублей.
— А сколько регулярно дает «Балтика»?
— С ходу не скажу, но это достаточно заметная доля. «Балтика» является, как и мы, лицом Калининградской области. Это наш партнер, мы стараемся делать все, чтобы им было комфортно с нами. У нас все хорошо, и мы всегда идем друг другу на встречу.
— В сентябре 2020 года генеральный директор ФК «Балтика» Тажутдин Качукаев сообщал, что на аренду стадиона «Калининград» для проведения одного домашнего матча футбольный клуб тратит 1,8 млн рублей. По подсчетам редакции, при проведении в среднем 20 домашних матчей в сезон, «Балтика» платит за аренду арены около 36 млн рублей… Прокомментируйте, пожалуйста, эти цифры.
— В текущем розыгрыше ФНЛ планируется проведение 19 домашних матчей. Тажутдин дал объективные данные по стоимости аренды с условно высокой загрузкой стадиона. Ближайшие матчи на стадионе «Калининград» ФК «Балтика» проведёт при ограничении зрителей не более 500 человек, и мы, разумеется, пошли навстречу в сторону снижения стоимости аренды.
— После окончания Чемпионата мира по футболу в 2018 году много говорили об экономической эффективности стадиона. Получается ли сейчас окупать расходы на его содержание? А выходить на рентабельность?
— У нас есть концепция наследия и задача выйти на самоокупаемость к 2024 году. Есть бизнес-план, в котором отражены наши планы от года к году. Мы являемся одними из первых по показателям внебюджета среди стадионов, построенных к Чемпионату мира. Сложно, конечно, конкурировать с такими, как «Петровский» в Питере, и «Открытие — Арена», где играют «Зенит» и «Спартак». Среди небольших, так скажем, стадионов, мы на первом месте.
— К 2024 году стадион должен выйти на 100%-ную самоокупаемость. За счет чего вы это будете делать?
— У нас есть еще два с половиной года, и вопрос, чтобы не выйти на самоокупаемость, у нас не стоит. Федеральное финансирование уменьшается. В этом году у нас цель — привлечение 30 млн внебюджетных средств и проведение 20 мероприятий с участием 500 и более человек. Их мы гарантированно проведем. Главное, чтобы не было локдауна. В этом году мы хотим выйти процентов на 30% самоокупаемости. Наш бюджет должен покрывать 30% [расходов].
— Получается, чтобы хорошо зарабатывать, вам нужны крупные спортивные события на постоянной основе и чем больше, тем лучше... Какие из них планируются в перспективе?
— Есть реальный интерес белорусских команд сыграть матчи Еврокубков у нас. С большой долей вероятности в первой половине августа будет сыгран один или несколько матчей Лиги конференций. Это тоже внебюджетные средства. К сожалению, по правилам УЕФА, матч, проходящий на нейтральном поле, пройдет без зрителей. Во-вторых, сейчас ситуация не очень благоприятная с точки зрения коронавирусной инфекции.
Еще есть интерес проведения матчей сборной Белоруссии здесь. Они играют квалификацию к Чемпионату мира. Будут в сентябре играть несколько матчей со сборной Уэльса, Бельгией и с Чехией в октябре. Плюс к этому большой интерес сыграть два матча женской сборной России. У них тоже отбор к миру (чемпионату мира — прим. РБК Калининград). В сентябре с 17 по 21 у них матчи с Азербайджаном и Черногорией. Они могут играть со зрителями, но это будет зависеть от эпидемиологической ситуации в регионе. Если разрешат, было бы здорово, чтобы жители региона смогли увидеть матчи сборной России. Хотя женский футбол не так популярен в России, в мире он набирает большой оборот. Как стадион, мы позиционируем себя как открытое место для всех — для детей и взрослых, людей старшего возраста. Очень хотим поддерживать и развивать женский спорт.
— С доходами более-менее понятно. А на что идет большая часть расходов?
— Большая доля расходов — это коммунальные платежи, порядка 40 млн в год. Зарплатный фонд чуть больше, чем коммуналка. Еще большие расходы на оплату контрактов подрядчиков — безопасность, содержание поля. Мы отказались от работы по инженерному обслуживанию, расширили свой штат. На аутсорсе остались обслуживание лифтов, пожарная безопасность.
— Сколько стоит содержание футбольного поля?
— Содержание поля в этом году обошлось порядка 11 млн рублей. Это не только поле, но и прилегающая к стадиону территория. У нас есть штатный специалист по содержанию — агроном.
В этом году мы своими силами сделали реновацию поля, закупили оборудование. Стоимость реновации — не менее 10 млн рублей. В конце мая мы полностью сняли верхний слой с органическими остатками и частью травы на 1,7 см, отпесковали, засеяли. И то поле, которое стадион явил Суперкубку, было новое, выросшее, которое, я думаю, в ближайший год-два будет высокого качества. Реновацию рекомендовано проводить каждые два года.
Размер футбольного поля стадиона «Калининград» составляет 105×68 метров; высота «пирога» (системы дренажа, обогрева и полива, а также датчики контроля температуры) — 1,2 метра.
— Вы упомянули о штатном агрономе. Сколько у вас человек в коллективе и какая средняя зарплата?
— Штатное расписание сегодня состоит из 99 позиций. Средняя зарплата 40-45 тысяч. Для региона это очень хороший уровень.
— Какие есть кадровые проблемы?
— Как приезжий я много слышал про кадровый дефицит в Калининграде. Но рынок есть такой какой есть, мы с ним работаем, просматриваем большое количество кандидатов. Один из путей, который мы выбрали — у нас подписан договор о сотрудничестве с БФУ и еще рядом учебных заведений, ученики которых проходят практику здесь. У нас несколько человек после прохождения практики пришли в штат. Очень хочется видеть еще молодых людей с горящими глазами, которые хотят работать на благо региона. Ротация кадров периодически идет.
О спорте
— Сколько спортивных секций сейчас действует на стадионе и планируете ли открыть что-то в будущем?
— Сейчас у нас порядка двадцати видов спорта. Из нового очень хочется в своих стенах видеть беговой клуб. У нас есть чудесная дорожка специально построенная для этого на стилобате — 800 метров — таких нет в Калининградской области. Она будет доступна для всех желающих. Боюсь давать прогнозы, но в августе мы планируем открыть периметр, все желающие смогут бесплатно посещать [территорию стадиона]. Хочется видеть какой-то уникальный продукт в виде бегового клуба, который позволит людям правильно заниматься бегом с инструктором. Все считают, «что тут бегать? надел кроссовки и пошел бегать». На самом деле, есть множество составляющих: техника бега, объемы, интенсивность нагрузки, питание. Этот вид физической деятельности очень популярен во всем мире и в России. Мы тоже хотим, чтобы это было на стадионе. Потому что бег это доступно и демократично. На первом этапе нужно с тренером немного позаниматься в группах, а потом человек сможет самостоятельно поддерживать свое здоровье.
— Планируете ли открыть парк?
— Сейчас ведутся последние инженерные приготовления, чтобы могли открыть свой спортивный парк для всех жителей Калининградской области, для которых будет доступна на безвозмездной основе беговая дорожка, памп-трек, многофункциональная площадка для игры в футбол, баскетбол, волейбол, малое футбольное поле с искусственным покрытием. Сейчас функционирует центр уличного баскетбола на семь колец — самый большой в России. Он доступен для всех желающих с 10 утра до 10 вечера. Планируем также открыть детские спортивные площадки, в том числе, для детей с ограниченными способностями, сделать хоккейную площадку.
— Есть ли возможность убрать КПП, чтобы упростить проход в парк?
— Через КПП посетители проходят в зону общего доступа без заявок и ограничений, это занимает пятнадцать секунд. Просто необходимо пройти через досмотровые мероприятия. КПП мы не можем убрать — это требование законодательства, поскольку мы являемся крупным объектом первой категории опасности. Это одна из мер, которое мы обязаны применять. Может быть, это создает дополнительные неудобства, но это очень важно, поскольку только так мы можем обеспечить безопасность всем посетителям.
Владимир Савин родился в Московской области. Имеет три спортивных образования: получил диплом тренера в училище олимпийского резерва №2 в Москве, экономическое образование, специалитет в области физкультуры и спорта (РГУФК), окончил магистратуру по социологии физической культуры и спорта (РГУФК). Работал в системе фитнес-клубов, в сфере B2B-продаж профессионального спортивного оборудования, руководителем отдела спортивных гипермаркетов «Декатлон», менеджером самого большого в Европе магазина «Adidas Олимп» (Москва), генеральным директором клубов единоборств, кандидат в мастера спорта по гандболу, мастер спорта по восточным единоборствам, обладатель черного пояса по КУДО. С мая 2019 года занимал должность заместителя генерального директора государственного автономного учреждения Калининградской области «Стадион «Калининград». В апреле 2021 года, после перехода Анны Мусевич в областное Агентство по делам молодёжи, стал исполняющим обязанности, а с 8 июля 2021 года — генеральным директором учреждения.
О коронавирусе
— Как пандемия отразилась на работе стадиона?
— Я думаю, что никто не понимает до конца, когда это кончится и кончится ли вообще. В начале пандемии большая часть работников ушла на удаленку, остались только сотрудники, в том числе, и я, которые просто необходимы для содержания стадиона. Все тогда сидели дома, у людей было непонимание страшное. Все остановилось. Но даже в то время мы проводили тридцатидневный марафон, в рамках которого можно было выиграть призы от партнеров. Рандомно выбирались люди подписавшиеся [на страницы стадиона в соцсетях]. В один день можно было выиграть кроссовки, в другой, например, самокат. Даже в то время мы старались быть с калининградцами. Тогда отменили все матчи, закончился чемпионат.
Мы хоть и многофункциональная арена, но в первую очередь пока футбольная. Это было очень тяжело. Но мы это пережили и, думаю, научились с этим жить. Несмотря на то, что следующий матч «Балтики» пройдет со зрителями количеством не более 500, но он все-таки состоится. Жизнь в какой-то мере, может быть, неполноценная, но она продолжается.
Очень сложно прогнозировать и планировать что-то в таком состоянии. Нам нужно планировать развитие, которое привязано к нашей экономике. А как мы можем планировать экономику, когда мы не знаем, что завтра может поменяться. Сидеть и ждать чего-то тоже нельзя. Поэтому стараемся очень быстро реагировать на изменения.
— В области действуют ограничения на количество участников массовых мероприятий. Планируете ли получить статус COVID-free зоны, как это сделала, например, домашняя арена ЦСКА, чтобы пускать больше зрителей?
— Начал изучать этот вопрос, связывался с коллегами. Очень хочется это сделать, но пока нет понимания, что это дает. Несколько столичных клубов вошли в реестр фри-ковидных зон, но о том, что это дает какие-то преимущества, пока нет информации.
С точки зрения безопасности и комфорта мы вкладываем очень большие средства для того, чтобы соответствовать все нормам: антитеррористическая безопасность, экологическая. В том числе, очень много было закуплено оборудования, чтобы соответствовать нормам Роспотребнадзора — большое количество санитайзеров, градусников, разметка социальной дистанции, плакаты. Если подобные меры помогут минимизировать риски заражения коронавирусной инфекцией, а наличие QR-кода либо ПЦР-теста снимет ограничения и позволит большему количеству зрителей присутствовать на матчах, это будет отлично. Но пока нет такого понимания, что это поможет. Да, мы готовы, но по моей информации этот статус пока никому ничего не гарантирует.
— В региональный Роспотребнадзор с этим вопросом обращались?
— Стадион в момент проведения матча является площадкой. Но организатором является или футбольный клуб, или лига, или федерация. В первую очередь, это их прерогатива обратиться в Роспотребнадзор и инициировать заседание оперштаба, если это возможно.
О развитии
— Что кроме денег и престижа дают стадиону крупные российские и международные спортивные события типа Суперкубка?
— Стадион получает опыт достижения своих экономических и иных показателей. Да престиж, но нужно рассматривать и с других сторон: что получает регион от этого? У жителей региона появляется возможность посмотреть такое мероприятие.
Нас нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Тот социальный эффект, что мы даем региону, он тоже достаточно большой. Я всегда говорил, что есть понятие патриотизма, которое очень сложно сформулировать, и многие его формулируют как-то превратно. В данном случае, я считаю, что такие места как стадион и местная футбольная команда — представители правильного патриотизма.
Это те вещи, благодаря которым люди могут сказать, что они патриоты, они гордятся своим регионом, своей командой.
— Вокруг стадиона сегодня идет интенсивное строительство. Пока это только объекты музейного комплекса, потом будет и жилье. Развитие острова Октябрьский — это благо для стадиона?
— Во-первых, это дополнительное количество людей, находящихся в шаговой доступности от стадиона, потому что многие бизнес-проекты рассчитываются исходя из шаговой доступности. Во-вторых, логистическая составляющая наверняка получит больше развития.
На сегодняшний момент мы уже имеем один маршрут, автобус который ходит до стадиона. Он целый один и пока один. Уже есть — это хорошо, но хотелось чтобы было больше, и людям было более комфортно добираться до нас.
Поначалу для меня было странно, что до стадиона ехать десять минут — на машине и велосипеде это далеко. Но живя в Калининграде я понял, что один из его плюсов в том, что за 15-20 минут ты можешь попасть с одного конца города в другой. У нас тут достаточно хорошая транспортная доступность — на собственном транспорте можно добраться несколькими путями. С точки зрения общественного транспорта, он есть, но будет больше и это будет хорошо.
— Стадионы часто используют и как концертные площадки. Может быть, нам стоило бы приглашать иностранных звезд? Были попытки организовать такие концерты?
— Опыт с группировкой «Ленинград» показал, что это возможно. С точки зрения иностранных исполнителей переговоры велись, они были на достаточно высокой стадии до начала пандемии. Это было вполне реально — приезд мировых звезд уровня Depeche Mode, при условии правильного составления тура.
В чем наша сложность? Мы эксклав, находимся далеко от наших сограждан и не можем рассчитывать только на тех людей, которые живут в регионе. Приезд человека из другого города — это дополнительные расходы. Если в Москву могут приехать люди из соседней Калужской, Тверской, Ярославской областей, то в нашем случае мы ограничены нашим регионом и европейскими странами-соседями — Польшей и Литвой.
Правильно составленный тур артиста — это тот, при котором в туре будет стоять Калининград, но не будет стоять Гданьска. Тогда мы рассчитываем, что Варшава и Гданьск приедут сюда. Это было реально. Опыт безвизового режима это подтвердил, у нас появилось большое количество иностранцев.
Поэтому, к сожалению, наше географическое положение для нас является сложностью. Но, с другой стороны, открывает возможности для приезда поляков и литовцев. Сейчас, в эпоху пандемии, у нас есть возможность с нашими белорусскими коллегами сделать что-то совместное.
Нужно понимать, что стадион — это такая площадка, себестоимость мероприятия проведения на которой достаточно высока. Проводить большие концерты с присутствием меньше 20-25 тысяч зрителей нерентабельно.
Для всего, что меньше у нас есть другие площадки в регионе. Нам нужно понимать, что у нас есть 25 тысяч зрителей. Издержки остаются примерно те же самые, а уровень маржинальности растет.
— А российских звезд не так много, чтобы собрать стадион?
— Боюсь, что да. На момент проведения концерта «Ленинград» были одними из тех, кто собирает стадионы. И при всем при этом численность зрителей на мероприятии была одной из самых низких в России. Но тогда мы не рассчитывали на поддержку стран-соседей, и тогда это было на грани рентабельности. Но организатором был не стадион.
— Вы заинтересованы принимать большие неспортивные мероприятия на стадионе?
— Конечно. На самом деле, Москва и Питер настолько насыщены разным количеством мероприятий, каждые выходные там происходит что-то масштабное. Я считаю правильно, что спортивная федерация проводит в регионах мероприятия вроде Суперкубка. Они дают региону возможность культурного и экономического обмена, и вызывают интерес у зрителей, потому что у нас не так много мероприятий проходит, как в столице.
Суперкубок — это событие культурное всероссийского масштаба. Люди приходили посмотреть на перфоманс, праздник. Думаю, не все зрители разбирались в футболе и могли назвать имена больше двух игроков каждой команды, но прийти на этот праздник, и сказать: «я был на Суперкубке», почувствовать атмосферу праздника…