Жители Калининградской области не могут купить уголь и мерзнут в домах
Месяц назад в Калининградской области стартовал отопительный сезон, но до сих пор теплом обеспечены не все. Жители частных домов, которые топят углем, не могут его купить. Оказалось, региональные власти не продлили соглашение с поставщиками о централизованных поставках твердого топлива для населения.
Каменный уголь для крупных теплоснабжающих предприятий мунипалитетов власти региона приобретают на биржевых торгах. Их организуют Центр торгов Калининградской области и региональное министерство ЖКХ и строительства. По итогам последних аукционов договора заключили с поставщиками ООО «Запад Ресурс», ООО «Евро Ресурс», ООО «Промснаб» и купили в общей сложности 66 тысяч тонн.
29 октября на оперативном совещании в правительстве министр строительства и ЖКХ Сергей Черномаз доложил, что подготовка к отопительному сезону во всех городских округах завершена, котельные работают.
Намного сложнее дело обстоит с доставкой коммерческого угля для населения. В этом году его покупают не власти, а частные компании и не централизованно, а небольшими партиями.
Лариса Максименко живет в центре Калининграда (СНТ «Заря») и каждый день в течение месяца обзванивает поставщиков угля с просьбой записать ее в очередь на доставку. Сейчас женщина топит печь через день, экономит остатки прошлогоднего топлива, поэтому дома холодно. Газопровод в садовом товариществе есть, но чтобы «дотянуть» его до своего дома, нужно около 350 тысяч рублей. Одномоментно заплатить такие деньги пенсионерка не может. Поставить электрокотел — тоже, так как в СНТ не хватает мощностей.
«Один поставщик говорит, что угля нет, так как компания РЖД не дает вагоны для его перевозки. Второй — что им просто не отгружают этот уголь на Кузбассе. Третий мне советует запасаться дровами, пока они есть, угля не будет даже в ноябре, все поезда уходят в Польшу. Дома холодно, что делать-то? Алиханову звонить? К нему что ли пойти пожить?», — задается вопросом Лариса Максименко.
В офисах компаний, реализующих уголь населению, говорят, что они бы и рады заказать сейчас партии из Кузбасса, но РЖД не дает вагоны и обещают, что, возможно, ситуация изменится через две-три недели. В одной из компаний корреспонденту редакции на условиях анонимности сообщили, что уголь есть, но его пока намеренно придерживают, так как в ближайшее время вырастет цена на него. Другой поставщик озвучил прогноз: цена на фасованный каменный уголь может подняться в пределах 25%.
Получить оперативный комментарий от руководителя службы корпоративных коммуникаций КЖД Александра Першина по вопросу дефицита вагонов для компаний-поставщиков угля в Калининградскую область редакции не удалось.
Глава некоммерческого партнерства «Региональный центр общественного контроля» Сергей Шерстюк в разговоре с РБК Калининград назвал ситуацию с задержкой поставок верхом безобразия.
«Скорее всего власти просто опоздали с заказом угля для региона, в сентябре-октябре этот товар на бирже стал востребованным у покупателей Европы, Азии. Именно по этой причине эшелоны вагонов с углем идут мимо (калининградских — прим.ред) потребителей, в Европу. Никто не мешал заранее закупиться летом, когда была низкая цена и не было ажиотажа. У нас есть где хранить его — и в Черняховске, и в Калининграде», — говорит Сергей Шерстюк.
Одним из выходов в этой ситуации, по мнению эксперта, может быть разрешение властей продать уголь, завезенный на ТЭЦ города Светлый, где есть достаточно. Хотя бы на тот срок, пока не пойдут вагоны.
29 октября проблему обсуждали на оперативном совещании в правительстве. Губернатор Антон Алиханов подтвердил слова Шерстюка: власти действительно пропустили сроки централизованной доставки коммерческого угля.
«Было соглашение с Кузбасской топливной компанией по поставкам угля для населения, которое длилось три года. Вам (адресовано Сергею Черномазу — прим. РБК Калининград) замечание. Вы не подумали заранее, не пролонгировали эти договоренности. Сейчас огромный экспортный рост цен, уголь продают в Китай и в страны Европы, где активно скупают наше топливо. В частности, поляки. Прошу возобновить соглашение с КТК, сделать его долгосрочным — трех-, пятилетним», — сказал Антон Алиханов.
По словам губернатора, недавно пришли несколько железнодорожных составов с углем. Министерству ЖКХ и строительства поручено как можно быстрее довести этот уголь до тех муниципалитетов, где ситуация хуже, и держать вопрос на контроле.
Год назад РБК Калининград писал о том, что власти региона озвучивали намерения закрыть все угольные котельные до конца 2021 года. Такие планы в правительстве Калининградской области строили в рамках экологической программы.