Дыханов назвал 6 проблем уголовного преследования бизнеса области
Незаконное преследование предпринимателей становится серьезной проблемой, сообщил председатель калининградского отделения общественной организации «Деловая Россия» Георгий Дыханов, выступая на круглом столе комиссии по экономическому развитию и предпринимательству организации.
«Уголовное преследование предпринимателей превращается в серьезную проблему не только в Российской Федерации, но и в Калининградской области. Тема незаконного уголовного преследования обсуждается у нас давно», — начал свое выступление Дыханов.
Одна из главных проблем — необоснованное возбуждение уголовных дел в отношении неустановленных лиц, когда предприниматель совершает какую-то ошибку в учете по уплате налогов. «Это не должно являться основанием для возбуждения уголовного дела. В Уголовном кодексе отмечены злостное уклонение и так далее. То есть если предприниматель не платит налоги вообще или действительно делает незаконные действия, тогда, наверное, есть основания», — отметил он.
Основанием для возбуждения таких дел становятся внутриведомственные письма налоговой инспекции. «Они в Налоговом кодексе никак не просматриваются. К примеру, так называемое искусственное дробление бизнеса. Признаки расписаны в письме, которое разослано всем налоговым инспекциям наших субъектов. Какое отношение это имеет к Налоговому кодексу — я не знаю. А по идее, преследование должно быть согласно статьям Налогового кодекса, а не внутриведомственным письмам», — продолжил бывший бизнес-омбудсмен.
Вторым пунктом Дыханов обозначил необоснованное заключение бизнесменов под стражу. Несмотря на то что в отношении налоговой статьи это редко применяется, в отношении других статей имеет место быть, заметил спикер. Третья проблема — затягивание расследования.
«Очень часто в результате недостаточно обоснованного или незаконно возбужденного уголовного дела возникает затягивание расследования. Чаще всего эти два нарушения идут вместе, потому что если дело необоснованно возбуждено, то затягивание расследования — это как раз инструмент вымогательства, которое используется против предпринимателей. Мы знаем, что срок следствия — три месяца, затем его нужно продлевать. Но нередки дела, которые длятся по нескольку лет, и предприниматель ходит под уголовным преследованием. А некоторые недобросовестные правоохранители ждут, когда клиент «созреет» и придет к ним поделиться заработанным», — озвучил проблему председатель общественной организации.
Четвертая проблема — формальное рассмотрение ходатайств, жалоб и отказ в их удовлетворении. «Но это уже нарушение уголовно-процессуального кодекса: когда дело возбуждено, но тянется, предприниматель прилагает все документальные доказательства невиновности, но они игнорируются. Когда я был омбудсменом, в практике было, что исчезали страницы из уголовных дел с доказательствами невиновности», — рассказал Дыханов.
Пятая и шестая проблемы касаются оперативно-разыскных мероприятий. По мнению эксперта, часто это заставляет бизнес приостанавливать деятельность на некоторое время, вследствие чего предприятия несут убытки.
«Часто изымаются подлинники документов, копий не остается, соответственно, предприятие полностью блокировано и не может работать, потому что без оригиналов лицензий и многих других разрешительных документов предпринимательская деятельность является невозможной. Необходимо изымать то имущество, которое является доказательным по делу. <...>. Затем необоснованное публичное проведение оперативно-разыскных нередко группой вооруженных людей. Это является одним из способов давления и вредит репутации предприятия», — закончил перечислять Дыханов.
Чтобы избежать озвученных проблем, председатель калининградского отделения общественной организации «Деловая Россия» предложил расширить полномочия прокуратуры. А именно предусмотреть утверждение прокурором возбуждения уголовного дела, возможность его приостановления, а также возложить ведение государственного учета преступлений в единой системе регистрации, которая позволит отслеживать движение по уголовному делу, и повысить прозрачность процесса.
Как ранее сообщал РБК Калининград, после продажи в 2010 году пакета акций на 2 млн рублей предпринимателя обвинили в краже. С просьбой помочь предприниматель обратился к региональному бизнес-омбудсмену. Мужчина пожаловался на действия сотрудников следственного отдела по Ленинградскому району, заявив, что уголовное дело было возбуждено незаконно.