Жизнь после 7 ноября. Предприниматели региона — о локдауне и господдержке
Новые жесткие антиковидные ограничения с 28 октября, неофициально названные локдауном, бизнес региона воспринимает с тревогой. К финансовым потерям готовятся не только предприниматели, работающие в сфере услуг, но и производственники. Главный вопрос, который сейчас все они задают себе и друг другу: что будет после 7 ноября, продлят ли власти локдаун?
Журналист РБК Калининград побеседовал с представителями разных сфер калининградского бизнеса, задал всем три одних и тех же вопроса: 1) как вы оцениваете свои потери? 2) есть ли угроза закрытия вашего предприятия/компании? 3) какие меры поддержки необходимы вашему бизнесу в условиях локдауна?
Андрей Виноградов, член правления калининградской региональной фармацевтической ассоциации, владелец сети «Зеленая Аптека» и гостиниц в Светлогорске и Калининграде:
1) Гостиничный бизнес, безусловно, понесет убытки. В настоящее время в наших гостиницах около 20% гостей уже отменили бронирование. Туристов из основной части России пугает закрытие пунктов общественного питания. Многие люди, узнав про ограничения, передумали. Для них такая непонятная ситуация. Если в гостинице нет ресторана, в котором они могли бы кушать постоянно, экскурсии отменены, а музеи закрыты, что им смотреть тогда? Плюс не очень хорошая погода. До начала ноября еще могут быть отказы от бронирования.
2) Угрозы закрытия гостиниц нет. Они будут работать, только объем гостей уменьшится. Что касается аптек, то они будут работать в обычном режиме.
3) Как медик я бы сказал, что ситуация на самом деле аховая. Люди умирают. Идеально было бы сделать локдаун не на одну неделю, а на три, как это делают в других странах. Естественно, в такой ситуации правительство должно было бы компенсировать бизнесу хоть минимальную заработную плату для работников. К сожалению, такого решения пока не принято. Хотя это было бы честно со стороны государства. Потому что самостоятельно платить зарплату персоналу во время вынужденных каникул бизнес не в состоянии. Нужно смотреть правде в глаза. Работодатели и не платят, а люди молчат. В итоге, крайними остаются работники.
Светлана Нижегородова, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области
1) Мы понимаем, что локдаун — это даже не коды. Если во время введения QR-кодов бизнес оценивал свои потери в 60-80%, то в локдаун этот показатель будет равен 100% выручки.
2) Самое главное для бизнеса — это открытие 8 ноября. Потому что неделю-две предприниматели еще продержатся кое-как. Понятно, что накопят долги, которые нужно будет потом гасить, но выдержат. А если эта ситуация продлится дольше, то это уже будет критично, может встать вопрос о банкротстве. Бизнес готов потерпеть, хотя силы на исходе.
3) Мы, во-первых, ждем федеральной поддержки, которая уже обещана, и в ближайшее время будут выработаны какие-то нормативы. Но этого, конечно, недостаточно, чтобы покрыть все расходы. Ведь кроме зарплаты сотрудникам закрытый бизнес будет нести потери из-за выплаты арендных, коммунальных, налоговых платежей. Если региональные власти со своей стороны поддержали бы дополнительно, было бы очень здорово. В какой форме это будет сделано, пока неясно. На мой взгляд, с учетом экстренной ситуации, актуальна была бы прямая финансовая поддержка, как это было в прошлый локдаун. То есть, прямые субсидии микробизнесу, кредитная поддержка.
Роман Аранин, генеральный директор фабрики по производству инвалидных колясок «Observer»
1) На нас, производственников, локдаун и ограничения напрямую не повлияли. Но вся эта ситуация с заболеваемостью ударила по всем нашим цепочкам поставок, и, как следствие, сказалась на результатах нашего производства.
Чтобы делать коляски, нам нужны трубы. А Синарский трубный завод, который раньше производил для нас эти комплектующие за месяц, теперь делает это полгода. Из-за локдауна, из-за того, что люди болеют. И так со всеми поставщиками. Англичанам заплатили за джойстики для колясок еще в марте, а теперь на наши звонки они отвечают: «Извините, нам не удобно, но мы даже примерно сказать не можем, когда у нас будут компоненты, чтобы мы собрали эти джойстики».
Вот главная проблема. У нас закуплено комплектующих для производства на десятки миллионов рублей, а изготовить финальный продукт мы не можем. Деньги заморожены. Какой может быть выход? Я лично его не вижу. Сидим ждем, купить те же трубы в другом месте, пусть даже дороже, мы не можем, так как робот запрограммирован именно на такую спецификацию.
2) Думаю, наше предприятие продержится на плаву. Как и в прошлый локдаун, так и сейчас мы никого увольнять не будем. Мы не коллектив, мы семья. Просто обратимся в банк и возьмем кредит для того, чтобы выплатить людям зарплату.
3) Нам государство помогает, мы на самом деле везунчики. Как для быстрорастущего предприятия нам обещают займ под 3%. Благодаря этим деньгам мы сможем заткнуть дыры. Было бы идеально, если бы власти выделили какие-то субсидии на оплату заработной платы рабочим.
Юрий Дергачев, председатель комитета по торговле Калининградской ТПП, директор компании «Юринат»
1) О том, какие потери понесет бизнес, будет зависеть от вида отрасли и от текущего финансового состояния конкретных предприятий. Думаю, основная часть бизнеса выстоит, так как речь идет не о каких-то месячных локдаунах, а об одной неделе.
2) Риски закрытия всегда существуют. В частности, по малому бизнесу. Все зависит от того диалога, который будет между предпринимателями и арендодателями, ведь большая часть расходов малого и среднего предпринимательства связана именно с арендой.
3) Поддержка государства, конечно, предусмотрена. Надеюсь, что при правильном оформлении всех документов со стороны бизнеса она вовремя дойдет до предпринимателей. Уверен, это поможет продержаться.
Светлана Соколова, директор Калининградского зоопарка
1) Величина потерь для нашей организации будет зависеть от того, насколько долго мы будем закрыты для посетителей. Но, нужно заметить, что сейчас мы находимся в лучшей ситуации, чем это было год назад. В 2020 году зоопарк закрывался накануне летнего сезона, который как у всех организаций, работающих под открытым небом, кормит весь год. Сейчас все-таки сезон прошел, какой-то запас создан. Если мы что-то и потеряем, то это не будет так критично, как год назад.
2) Мы закрыты с 28 октября по 7 ноября. Но если локдаун продлится, то, будем смотреть по ситуации. Возможно, какие-то предупреждающие действия предусмотрим.
3) За мерами поддержки пока обращаться мы не планируем. Если поступит поддержка от федералов в виде МРОТ на каждого сотрудника, то конечно, мы от нее отказываться не будем.
Наталья Быченко, соучредитель частного музея-квартиры Altes Haus и музея советского периода «Дом китобоя»
1-2) Мы еще не успели ощутить последствий локдауна, так как для музеев введение QR-кодов планировалось сделать обязательным только с 1 ноября. Но, как видите, локдаун перенес планы на более ранний период. Убытки 100% заработка.
3) Та поддержка, которая обещана со стороны федеральных властей для нас будет актуальна. Мы намерены обращаться за выплатами МРОТ.
Андрей Романов, председатель Калининградского отделения Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области
1) По всему бизнесу не может быть единой оценки. В основном, локдаун будет касаться сферы услуг (туризм, HORECA, фитнес, общепит), там будут серьезные экономические потери. Да, это неприятно, но когда у нас была возможность не допустить этого, вакцинироваться, мы упустили этот шанс.
2) Возможно, из-за этого вынужденного простоя будут и те, кто обанкротится. Бизнес — это постоянная конкуренция, независимо от того, есть локдаун или нет. Говорить о том, что банкротство отдельного предприятия — это плохо, я бы не стал. Это элемент развития конкуренции.
3) В такое сложное время надеяться только на поддержку со стороны государства, я имею в виду выплату МРОТ, не приходится. Придется затянуть пояса, и в этих условиях искать какие-то внутренние резервы. Того объема господдержки, который был в 2020 году, его не будет.
Ранее РБК Калининград писал о предложении рестораторов оставить открытыми летние веранды в период вынужденных длинных выходных. С одной стороны, это позволило бы туристом решить вопрос с питанием. Ведь кафе и рестораны с 28 октября по 7 ноября не имеют право размещать посетителей. С другой стороны, такие послабления помогли бы бизнесу пережить сложный период с условием соблюдения всех мер безопасности.