Выживание, а не развитие. Эксперты региона — об экономических итогах года
В 2021 году предприниматели Калининградской области столкнулись с последствиями коронакризиса, несмотря на рост некоторых экономических показателей, в частности, рост спроса в таких отраслях, как финансы и строительство. В декабре газета «Комсомольская правда — Калининград» побеседовала об итогах года с экспертами и бизнесменами региона.
По словам управляющего инвестиционным хедж-фондом Николая Власенко, сейчас в регионе наблюдаются «очень большие логистические проблемы, связанные с политикой соседних стран», и вместе с ростом инфляции это ложится в издержки, которые отражаются на розничных ценах. Кроме того, растет учетная ставка, влияющая на стоимость кредитов для предприятий.
«Поэтому можно сказать, что это был год выживания, а не развития. Но то, что выжили, это, наверное, уже неплохо», — считает Власенко.
Руководитель строительной компании «Ремжилстрой-Инвест» Ирина Губко среди плюсов 2021 года называет активный рост продаж у застройщиков. Однако, вместе с этим идет удорожание и нехватка строительных материалов, а также дефицит рабочей силы.
«Просто жуткий! Я ничего подобного не помню за много-много лет. И подрядчики, и генподрядчики буквально перекупают друг у друга строительные бригады, и люди этим пользуются. Естественно, это отражается на сроках строительства и на качестве», — говорит предпринимательница.
По ее словам, причиной удорожания рабочей силы мог стать отток трудовых мигрантов.
«В основном остаются местные бригады. Хорошо, если наработаны связи, у тебя хорошая репутация, но на каждом новом объекте идет существенное удорожание трудовых ресурсов. И это, например, не могло не отразиться на реализации госконтрактов, по некоторым контрактам вообще произошла патовая ситуация. Кроме того, были провалы в обеспечении цементом, скачки цен. Сейчас вроде бы ситуация немного стабилизировалось. В целом, в 2021 году все шло волнами, а в этих условиях сложно планировать», — объясняет Губко.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова отмечает, что несмотря на отсутствие тотального локдауна, отголоски коронакризиса сильно ударили по ряду отраслей, которые попадали под ограничения — массовые мероприятия, аттракционы. В этих сферах фиксировалось огромное падение выручки, говорит бизнес-омбудсмен.
«Если брать чисто региональные истории, то в 2021 году все наши логистические проблемы вылезли очень некрасивым образом — в части проблем с железной дорогой, связанные с запуском «Шелкового пути», и сегодняшние проблемы с грузами на границах. У нас ведь любая политическая конвульсия приводит к тому, что начинаются проблемы с поставками в область товаров. В этом году мы это хорошо почувствовали.
При этом показатели «Шелкового пути» значительно выросли в этом году. Но нужно, чтобы был компромисс — и внутренние грузы нормально шли, и «Шелковый путь» ударно работал», — считает Нижегородова.
Как писал РБК Калининград, в декабре Министерство транспорта Литвы подготовило законопроект, запрещающий транзит товаров через территорию Беларуси, в том числе транзит удобрений «Беларуськалия», в отношении которых ввела санкции Великобритания. Документ также подразумевает запрет на импорт белорусских товаров в Литву. Кроме того, действующие контракты должны быть расторгнуты в одностороннем порядке или по обоюдному согласию, либо выполнение их условий должно быть ограничено на срок действия санкций.
Власти Калининградской области обсудили инициативу Литвы ограничить транзит грузов из Беларуси с Министром транспорта и Министром иностранных дел России. Руководство соседнего европейского государства должно соблюдать международное генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).