«Мусорная реформа»: как усложнится жизнь калининградских бизнесменов
С 1 января 2019 года в Калининградской области полностью меняется система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Сейчас каждый муниципалитет организует на своей территории сбор, вывоз и утилизацию мусора самостоятельно. С начала нового года координировать деятельность в сфере обращения с отходами на территории всей Калининградской области будет региональный оператор — государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ГП КО «ЕСОО»).
Что меняется
Владельцев организаций, производящих ТКО, обязали заключить договор с региональным оператором. Подробнее об алгоритме действий и порядке расчета тарифа для бизнеса можно узнать в специальном материале РБК Калининград.
Размер платы за сбор и вывоз мусора основывается на трех показателях: тарифе, нормативе накопления ТКО и расчетной единица. Последний показатель установлен индивидуально для каждого вида организации и позволяет вычислить количество вырабатываемых предприятием отходов. Объем производимого мусора может рассчитываться исходя из количества мест в заведении (гостиницы, рестораны, кинотеатры и клубы), машино-мест (автомастерские, автостоянки, заправочные станции и автомойки), числа сотрудников (парикмахерские, фирмы по ремонту ключей, обуви, часов и ювелирных изделий, организации, учреждения, офисы). Владельцы торговых помещений, рынков, складов и химчисток, ателье, саун, компаний, занимающихся ремонтом техники, платят в зависимости от занимаемой ими площади.
На предпринимателей, являющихся собственниками нежилых помещений, ложится ответственность за организацию и содержание контейнерных площадок. Исключение составляют офисы, находящиеся в многоквартирных домах, которые обслуживают управляющие компании. А также контейнерные площадки, расположенные на муниципальной земле. За их состоянием следят органы местного самоуправления.
Проблемы бизнеса
Глава комитета по экологии и природопользованию Калининградской торгово-промышленной палаты Марк Балановский считает, что в новом законе много неясностей. «Бизнесменам непонятен порядок вывоза мусора, учтены ли их контейнерные площадки, а если нет, то что для этого необходимо сделать», — перечисляет он. Балановский отмечает, что часть предпринимателей даже не в курсе необходимости заключения договоров с региональным оператором. По его словам, такая тенденция чаще всего наблюдается в муниципалитетах, отдаленных от Калининграда.
В числе проблем, возникающих у бизнеса, Балановский назвал отсутствие у некоторых организаций документов, необходимых для заключения договора с ГП КО «ЕСОО».
«Более того, по моей информации, еще никто из предпринимателей не получил подписанные договоры», — подчеркнул собеседник РБК Калининград.
Балановский затронул тему возможных изменений платы за вывоз мусора. «Важно понимать, что тариф не вырастет, он будет совершенно новым. Сейчас калининградцы платят только за захоронение отходов. С начала 2019 года региональный оператор будет предоставлять услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО», — заключил эксперт.
Проблемы экологии
Как рассказал РБК Калининград председатель Регионального союза переработчиков Святослав Лавриненко, согласно федеральному законодательству, плата за сбор и вывоз ТКО может начисляться исходя из веса образуемого мусора. Региональный оператор придерживается позиции расчета стоимости своих услуг по нормативу. По словам специалиста, установленные нормы не соответствуют реальному количеству производимых организациями отходов.
«Некоторые калининградские предприятия для минимизации платы за вывоз ТКО ввели раздельный сбор мусора. Однако новые требования делают раздельный сбор ТКО невыгодным, поскольку независимо от веса отходов платить все равно придется по нормативу», — пояснил Лавриненко.
В то же время в случае введения платы из расчета веса производимых отходов существует риск складирования предприятиями отходов в неустановленных местах. Как отметил председатель союза, такие опасения высказывает министр природных ресурсов и экологии Калининградской области Олег Ступин. «Власти региона готовы идти на уступки бизнесу, и предполагается, что в дальнейшем в регионе возможно введение системы расчета сбора ТКО по весу. Но для этого необходимо произвести мониторинг и понять, как этот механизм будет работать», — подчеркнул эксперт.
Отметим, в регионе определены четыре санкционированных объекта, где разрешено размещение отходов: полигоны в посёлках Барсуковка, Жаворонково, Круглово и Ельняки. Еще один полигон, расположенный в поселке Космодемьянское, находится в стадии рекультивации. По информации правительства области, всего в регионе с 2000 года было закрыто более 50 свалок.
Юридическая экспертиза
Закон позволяет некоторым бизнесменам отказаться от заключения договора с региональным оператором, отмечает юрист Михаил Побережный. Согласно части 6 статьи 24.7 закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», это возможно при условии, что юридическое лицо имеет собственный объект для размещения отходов на территории предприятия.
Неисполнение требований нового законодательства может повлечь за собой штрафы для предпринимателей, предупреждает управляющий партнер «Западной юридической компании» Ольга Стороженко. Ответственность за неисполнение требований нового законодательства предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статьей 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» предусмотрено наказание за несоблюдение правил переработки твердых отходов. «Такая ответственность для предпринимателей может наступить в случае, если будет нанесен вред окружающей среде», — уточнила Стороженко. Максимальный срок наказания в зависимости от степени тяжести нарушения — 8 лет лишения свободы или штраф от 100 до 300 тысяч рублей.