Директор зоопарка: полная реконструкция обойдется в 5 млрд рублей
В июне калининградский зоопарк должен будет сменить присвоенный два года назад статус временного члена Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (EAZA) на статус полноправного постоянного члена. Для этого нужно исправить все недочёты и недоделки, обнаруженные скрининговой комиссией в сентябре 2019 года. В частности, предстоит построить новый отдельный вольер для сурикатов, который обойдется в 1,5 млн рублей. Средства на него собирают «всем миром». Обо всем этом в эфире радио «Комсомольская правда в Калининграде» сообщила директор зоопарка Светлана Соколова. РБК Калининград собрал и публикует для читателей самое интересное об экономике зоопарка из интервью директора.
Опекуны и спонсоры
Около 100 опекунов у нас, мы в прошлом году почти 4 млн рублей собрали благодаря им. Эта цифра немножко плавает, уходят, приходят люди, это и физические лица, и юридические лица. Вот со спонсорами не очень. Например, я знаю, что в европейских зоопарках могут построить вольер стоимостью 5-7 млн евро и там какой-нибудь T-mobile является спонсором строительства такого вольера. Таких случаев в нашем зоопарке я не знаю. Я знаю, что в 70-х годах, при директоре Людмиле Александровне Ворониной была целая программа, когда весь город помогал реконструировать и строить, ремонтировать зоопарк, сейчас, к сожалению, этого нет.
О реконструкции и затратах на нее
Для меня как для руководителя стратегическая задача № 1 — войти в федеральную целевую программу развития Калининградской области, потому что стоимость реконструкции всего зоопарка в нынешних ценах оценивается приблизительно в 5 млрд рублей. Ни город, ни область такие деньги, конечно, не потянут.
У нас уникальный зоопарк. В России всего три исторических зоопарка. По старшинству у нас идет московский, потом ленинградский, но только в нашем кенигсбергском-калининградском зоопарке сохранилось около 20 исторических зданий и сооружений. Поэтому, честно говоря, я не вижу необходимости строить новый зоопарк, тем более практически все европейские зоопарки также располагаются в центре города.
Я всегда привожу в пример «Планету «Океан», которая на старте строительства только одно здание стоило 3,5 млрд. Одно здание! А у нас 80 зданий и сооружений, 16 га территории. Ну и конечно, все зависит от наших амбиций. Мы можем строить что-то недорогое и простое, и это тоже, кстати, путь, а можем и замахнуться на уровень конкурентоспособности хотя бы с нашими ближайшими соседями — я себе ставлю именно такую амбициозную задачу.
Новые животные
В этом году у нас достаточно много ожидается поступлений животных, в основном, небольшого размера. Мы надеемся привезти из Варшавы броненосца, из Германии к нам должны приехать нанду — мы сейчас как раз ведем ремонт объекта под их содержание, мы ищем гуанако (разновидность ламы), у нас есть свободные площади на новом доме тропических птиц, самец тюленя должен к нам из Каунаса приехать, каунасский зоопарк закрывает свой объект то ли на реконструкцию, то ли совсем закрывает, потому что у них достаточно плохие условия содержания. Задача номер один отправить нашего молодого жирафа, пока предполагаем, что он уедет в Казанский зооботсад.
Посещаемость и оборот
У нас в это время проблема с посетителями, потому что когда на улице дождь и ветер, то у нас нет людей, нет заработков, нет возможности реализовывать какие-то свои проекты, требующие не слишком глобального финансирования. Плохая погода очень сильно сказывается на посещаемости. Пока, сравнивая с предыдущими периодами (не берем 20 год, потому что он не показателен), за пять месяцев этого года все равно прирост виден и видны те самые туристы, которые к нам сейчас поехали в Калининградскую область.
Проблемы управления коллекцией
Для нас проблема, если кто-то рождается, куда его пристроить. Хороших зоопарков меньше, чем просто зоопарков. У нас по многим животным размножения нет, это сделано абсолютно сознательно. Потому что если мы будем размножать медведей, то раньше для них путь был один — цирки, фотографы. Для нас этот путь неприемлем.
Кстати, нужно готовиться к тому, что слониха — это последняя в калининградском зоопарке. Потому что вольер очень плох, вольер маленький сейчас — по современным требованиям должно содержаться не менее четырех слоних в одной группе, потому что они живут группами. Соответственно, это где-то около гектара территории должно быть под современный слоновник. У нас такого места, где можно построить слоновник, нет. Правда, я всегда намекаю на то, что, вообще-то неплохо было бы нам вернуть территорию, когда-то забранную у зоопарка со стороны улицы Чайковского, проговариваю это всем губернаторам, всем мэрам. Ну, такое решение достаточно непростое. [...]Это же было бы очень хорошо, если бы корты с Чайковского переместить на «Балтику» (стадион), «Балтика» сохраняет свое спортивное предназначение, а территория возвращается к нам, и мы смогли бы построить новый слоновник.
Сейчас у нас все идет по пути укрупнения и расширения вольеров. Поэтому когда меня спрашивают, когда в коллекцию вернутся белые медведи, я говорю, что ну может быть когда-нибудь вернутся, но сначала мы должны улучшить условия содержания для тех животных, которые у нас живут сейчас. [...] Сейчас мы заканчиваем проектирование нового медвежатника. Это будет большой медвежатник, один из лучших в стране, я считаю. Он расположится там, где сейчас олени, и Антон Андреевич Алиханов обещал нам помочь со строительством.
Планы реконструкции
В 20 году у нас по планам было сделать ремонты объектов по литовской «приграничке» (программа приграничного сотрудничества с Литвой — прим. РБК Калининград) — это фонтан и два помещения для содержания животных. А в 2021 году мы планировали сделать Польшу (объекты по программе приграничного сотрудничества с Польшей), а в результате они у нас слились воедино в один год, и там достаточно большая сумма софинансирования (около 6 млн рублей — прим. РБК Калининград), вот сейчас ждем проведения горсовета, нам обещал город все-таки помочь с этим делом. Если поможет, надеюсь, управимся в этом году, если нет, ну придется, наверное, просить о продлении сроков. К счастью, это возможно.
О членстве в Европейской ассоциации
Истекает срок в июне. Мы сейчас должны будем составить финальный отчет, и по результатам финального отчета будет приниматься решение, что с нами будет дальше. У нас два пути: путь вверх — наконец-то получить статус full member — полноправного члена Ассоциации. Но если какие-то моменты комиссию не устроят, то, скорее всего, мы вернемся в статус кандидата, чего бы конечно, очень не хотелось, потому что мы добивались этого статуса больше 15 лет. Самое главное — должно быть нормальное содержание животных. С этим, как вы понимаете, пока у нас не очень.
Ранее РБК Калининград писал, что калининградский зоопарк потратил 16 млн рублей на ремонт исторического объекта — старого немецкого фонтана. Деньги были выделены по программе приграничного сотрудничества между Литвой и Калининградской областью.
В год пандемии только по итогам марта-апреля зоопарк потерял сразу 10 млн рублей из-за ограничительных мер, связанных с угрозой распространения коронавируса. В то же время в марте 2020 года добровольцы перечислили 1 млн 21 тыс. 912 рублей пожертвований.
Выручка от продажи входных билетов и сопутствующих услуг как правило составляет 50% бюджета учреждения. Только на еду для жителей зоопарка тратят около 1,8 млн рублей ежемесячно.