«Если решения затянутся, крышку гроба над отраслью можно закрывать»
Автоперевозчики Калининградской области просят федеральные власти ускорить решение вопроса о легализации рейсов по остальной территории России на так называемых «областных» грузовиках. Речь идет о машинах, растаможенных на льготных условиях в Свободной таможенной зоне — им запрещено возить грузы между регионами России. В отсутствие международных рейсов получается, что автопарк простаивает и предприниматели несут большие убытки.
О необходимости оперативно разрешить такие поездки внутри страны говорили участники круглого стола, где обсуждались предложения для ежегодного доклада российского бизнес-омбудсмена Президенту РФ. Об этом сообщает пресс-служба Бориса Титова.
23 апреля стало известно, что Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей вступился за калининградских автоперевозчиков. Он обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой временно — до 1 июня 2024 года — разрешить использовать грузовики, помещенные под особую таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), для рейсов по остальной территории России, а также за границу.
«К сожалению, мы пока что не получили налоговых послаблений и почти не получили субсидий. Единственное, для «областных» машин предоставили субсидию по транспортному налогу (примерно тысяча рублей на транспортное средство — прим. ред.), но процедура ее оформления очень сложная», — рассказал на круглом столе директор транспортной компании «ВИАБАЛТ» Илья Свиридов.
Некоторые участники рынка предлагают альтернативное решение этой проблемы — льготную схему растаможивания автомобилей исходя из их остаточной, а не первоначальной рыночной стоимости. В этом случае, по расчетам инициаторов, таможенная пошлина в размере 5% принесла бы бюджету дополнительно около миллиарда рублей. Впрочем, член правления филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Калининградской области Сергей Гоз уверен в том, что два предложения сразу только распылят внимание властей.
«Было бы правильно поддержать инициативу о моратории до июля 2024 года. Она поддержана областным правительством, ее продвигает федеральный уполномоченный (по правам предпринимателей — прим. ред.). А говорить о параметрах растаможки можно будет на следующем шаге, когда люди получат возможность работать и снова зарабатывать на этих грузовиках», — считает Гоз.
Остается острой и потребность в паромах для автотранспорта, поскольку движение грузовиков через территорию Литвы фактически заблокировано. И здесь тоже немало проблем, говорят автоперевозчики.
«Хотя у нас и декларируют постепенный переход на контейнерные перевозки, но не каждый груз возможно перегрузить в контейнер. Поэтому нужны места для фур на паромах. К сожалению, текущая система их бронирования — непонятная. Заблаговременно информация о количестве мест, о времени доступа к бронированию не появляется. Бывает, что за полминуты по 400 мест бронируется непонятными конторами.
Существует теневой рынок продаж этих мест. Мы неоднократно просили установить на паромах квоты для автоперевозчиков — ответа не получили», — возмущается генеральный директор ООО «ДФДС Логистикс Восток» Игорь Хвесюк.
«Если решение всех этих вопросов затянется до конца года, то крышку гроба над отраслью в регионе можно будет закрывать, — категорично резюмировал на круглом столе владелец ООО «МТ-Транс» Олег Молдованов.