«Удаленка — это будущее». Калининградский бизнес о второй волне пандемии
На этой неделе в Калининградской области был отмечен пик заболеваемости коронавирусной инфекцией — 100 новых случаев выявлено 20 октября. Это — максимальное суточное число с начала пандемии. В регионе возобновились масочные рейды, до конца месяца отменены торжества, включая регистрации брака, частично ограничено проведение массовых мероприятий и работа заведений общепита. В связи с возможным ужесточением ограничительных мер, РБК Калининград узнал у калининградских предпринимателей, как они оценивают сегодняшнюю ситуацию на рынке и какие меры предпринимают.
Ожидание и финансовая сдержанность
«Сегодня мы видим какие-то цифры о зарегистрированных больных, которые даже выше, чем во время весеннего локдауна. Но непонятно, что эти цифры отражают: увеличение реального числа заболевших или просто напряженность в информационном поле», — отметил генеральный директор мебельной фабрики «CINNO CILLINI» Михаил Майстер.
На данный момент его предприятие работает в привычном режиме. Но говорить конструктивно о завтрашнем дне, по мнению Майстера, трудно, поскольку мы не знаем истинной ситуации, от которой зависят решения по усилению ограничительных мер.
Что же касается спроса, то, даже если второй изоляции удастся избежать, объем денег, который люди будут готовы потратить на мебель, по словам Майстера, в будущем году значительно сократятся в сравнении с 2019 годом.
«Девальвация рубля и другие факторы ухудшения ситуации в экономике привели к тому, что у многих домохозяйств уменьшился доход. И сейчас люди пытаются вести себя более сдержанно. Это связано не только с опасениями нового локдауна, но и с тем, что у домохозяйств в перспективе становится меньше денег, доступных для того, чтобы потратить их на что-то, кроме необходимого в повседневной жизни», — добавил Михаил Майстер.
По его словам, на мебельном рынке есть и другая сторона проблемы. Многие производители базового сырья в Европе и Юго-Восточной Азии приняли решение сократить производственные мощности. В том числе, не заказали первичное сырье у лесозаготовителей и нефтехимиков. И сейчас вся отрасль — как в России, так и в Европе — столкнулась с тотальным дефицитом ДСП, МДФ и поролона. Соответственно, стоимость этого сырья подскочила.
Аналогично оценивает ситуацию Сергей Файзов, генеральный директор интернет-магазина женской одежды FavorModa и директор бухгалтерской группы «Профит-Аналитика». Он отмечает снижение клиентской активности с конца сентября. Примечательно, что интерес к товару сохраняется — много заходов на сайт — но число покупок ощутимо упало.
О финансовой сдержанности населения Сергей Файзов также судит и по работе своей второй фирмы:
— В «Профит-Аналитика» мы занимаемся регистрацией бизнеса. У меня идет реклама и много звонков, в октябре не было ни одного обращения. Активность нулевая. Думаю, это связано с ожиданиями какой-то изоляции. Как вы знаете, чтобы открыть ИП, нужно заплатить страховой взнос — 40 тысяч рублей. И поэтому люди не хотят открывать, понимают, что могут не успеть внести эту деятельность, если всех нас отправят на изоляцию.
Удалёнка и смещение потребительского интереса
Совсем недавно рынок выглядел оптимистичнее, чему, как ни странно, поспособствовала самоизоляция. В том же мебельном бизнесе с середины июня до конца августа наблюдался «отскок»: интерес людей к обустройству своего жилья заметно вырос. И речь не только о России. Та же статистику, как рассказал Михаил Майстер, была у предпринимателей Германии, Франции, Голландии и Польши.
«В апреле-июне люди больше оставались дома и обратили внимание, что в их быту не всё так удобно, как им хотелось бы», — объясняет Майстер. «И это повышенное внимание к домашнему жизненному пространству привело к желанию что-то улучшить: купить более качественный матрац, диван и так далее. Мы увидели большее желание россиян покупать мебель».
Здесь также сыграла межвидовая конкуренция. То есть, деньги, которые обычно люди тратят на путешествия и отдых, из-за самоизоляции они направили на мебель, бытовую технику и другие товары, связанные с бытовым комфортом.
Режим изоляции поставил на паузу привычный график и ритм жизни. Само собой, это не обошлось только лишь интересом к улучшению своего быта.
«В текущем году мы видим прирост активности новых клиентов, действующих клиентов. Отчасти этому, в каком-то смысле, помогла пандемия», — отметил Виталий Багаманов, директор банка БКС Премьер в Калининграде. «У людей появилось время обратить внимание на что-то еще, в том числе, узнать, что такое финансовый инвестиционный инструмент и как им можно пользоваться».
Разумеется, добавил Виталий Багаманов, главные причины сверхспроса на услуги банков — это снижение процентных ставок, падение клиентского интереса к депозитам и другие факторы. Но поскольку за последние два года многие процессы ушли в онлайн, и воспользоваться тем или иным финансовым инструментом можно, не посещая банк или инвестиционную компанию, то в этом плане удалёнка помогла: у людей появилась возможность уделить время этому вопросу.
«Выбор даже простых инструментов инвестирования только набирает обороты. По сути в этом направлении в 2020 году началась ощутимая волна», — отметил Багаманов. «И рынок далеко еще до стадии насыщения, поэтому мы сейчас видим кратный прирост — начало этой существенной волны, и мы рассчитываем, что количество новых инвесторов будет увеличиваться».
Смещение потребительского интереса также наблюдается на рынке товаров первой необходимости. И речь не только о всплеске продаж антибактериальных средств, о чём рассказал директор торгово-логистической компании «Юринат» Юрий Дергачев.
«С другой стороны, на некоторые товары спрос упал. Оборот от этого в совокупности не вырос. И я считаю, что это неплохо. Сегодня по сравнению с прошлым годом рост 5%. Но это не говорит о том, что в целом торговля имеет рост: все зависит от сегмента. Я сейчас говорю про продукты питания. Спрос не упал, но изменилась структура продаж: недорогие продукты пользуются большим спросом чем товары «средний плюс», как мы говорим. Это налицо».
От крупных скачков до мелкой аритмии. Уроки изоляции
Вероятность второй волны пандемии и возможные ужесточения ограничительных мер не стали чем-то неожиданным для собеседников РБК Калининград. Полученный весной опыт самоизоляции дал опыт нового подхода к организации рабочего процесса.
Как рассказал Юрий Дергачев, масочный режим в его компании сохраняется все время. Кроме того, часть сотрудников уже отправлена на удаленку, а в кабинетах вместо пяти человек работают только по двое, между ними расстояние 1,5 метра, установлены пластиковые защитные барьеры.
«Именно сейчас что-то поменялось: мы переходим к более осознанной работе в режиме пандемии. Если в первую волну мы опасались ездить в командировки, то сейчас при крайней необходимости это допускается, но с прохождением тестирования и ношением маски. То есть, привыкаем жить в режиме пандемии. И пытаемся найти позитивные вещи во всем этом. Например, работа на удаленке сократила наши транспортные расходы. Тогда встал вопрос: возможно, мы раньше перемещались больше, чем это нужно».
Даже после окончания пандемии Юрий Дергачев планирует сохранить в компании ряд изменений, которые поначалу воспринимались как вынужденные. Это касается не только совещаний по ZOOM.
«Мы точно станем более гибкими в подходе к рабочему времени. Если человек более эффективно работает удаленно, то ради бога. Если же происходит наоборот, то, конечно же, ему лучше работать из офиса».
О своевременной подготовке к возможным ограничениям также рассказал директор бухгалтерской группы «Профит-Аналитика» Сергей Файзов. Для дистанционной работы он все организовал еще до первой волны пандемии.
«И, как показала практика, не все это сделали вовремя: многие компании просто растворились. Очень много уже каких-то современных инструментов, которые позволяют увеличивать производительность. Мы это все изучаем и вводим в процесс. Работа на удаленке, мне кажется — это будущее, которое наступит уже в следующем году. Многие бизнесы умрут, потому что не смогут конкурировать с профессионалами, которые объединились из разных городов. Кто не успеет перейти на электронный документооборот и очень много-много чего, останутся за бортом», — говорит Файзов.
Возможность перейти на дистанционную работу есть далеко не у всех отраслей бизнеса, взять тех же изготовителей мебели. Если изоляция вынудит закрыть производства, то вряд ли можно будет выйти из ситуации. В случае же прекращения торговли, как отметил гендиректор «CINNO CILLINI» Михаил Майстер, всегда можно перейти в онлайн:
«Если обернуться и посмотреть на мою жизнь как предпринимателя и промышленника — это история о постоянных кризисах. И я давно пришел к пониманию, что это нормальная ситуация. Рост экономики — вот это не нормально. А ситуация VUCA (неоднозначность, неопределенность — прим. РБК Калининград) мира, когда все «шарашит», когда мелкая аритмия перемежается с крупными скачками вверх и вниз — вот это и есть норма, наш реальный мир. Поэтому ничего сверхординарного в пандемическом кризисе я для себя не открыл. Если мы живем в реальном мире и занимаемся каким-то бизнесом, производством, то мы в состоянии предусмотреть всё, что угодно».