«Есть такое слово «надо». Малый бизнес региона о выживании в кризис
По данным одних социологических исследований, выручка калининградских малых и средних предприятий в конце сентября-начале октября упала сразу на четверть. По результатам других, во 2 «проблемном» квартале Калининградская область обогнала Россию по уровню деловой активности. Бизнес-омбудсмен региона Светлана Нижегородова опасается, что для многих компаний 4 квартал может стать самым сложным после периода апреля-июня, поскольку предстоит не только заплатить налоги, но и подтвердить условия по взятой господдержке. Истории предпринимателей, которым удалось удержать на плаву свои микропредприятия, публикует «Клопс».
«Лично развозила заказы»
Регина Гурина торгует мороженым, приготовленным по тайской технологии. В этом году у нее появилось свое кафе в центре Калининграда, на Ленинском проспекте.
«Когда закрывалась Москва и города в других странах, я понимала, что у нас тоже такое возможно. Поэтому уступки с арендодателем были оговорены заранее. После этого разговора прошло две недели, и нас закрыли полностью», — рассказывает предприниматель. Весна и лето — самый сезон для продажи мороженого. Регина знала, что продержится какое-то время, но было непонятно, как долго продлятся ограничения.
«Это первый сезон на новом месте и он полностью провален. Стало понятно, что нужно развивать доставку. Я лично развозила заказы, достаточно успешно — мороженое слегка форму теряло, но не таяло. Мы высчитывали время: сначала развозили максимальное количество рейсов, смотрели, как оно продержится в термосумке».
Когда разрешили работать навынос, поставили столик на улице. Но ситуацию это не улучшило. «Да, бизнес приносил какой-то денежный оборот, но это всё равно неполная наша мощность. Это, скажем так, просто помогало держаться и покрывать текущие расходы», — рассказывает Регина, объясняя, почему в итоге воспользовалась господдержкой.
«Друзья заняли крупную сумму»
Владелец центра полиграфии Денис Выдрин с середины апреля подавал заявки на субсидии и отсрочки по кредитам, но так и не смог получить помощь от государства. «Государство денег не давало, потому что моя отрасль не пострадавшая. Но я очень сильно завишу от других видов бизнеса, если они развиваются — заказывают визитки, мероприятия проводят, листовки заказывают. Мне очень обидно было, что не дают субсидии. Обделили вниманием, так скажем. Да и я побаивался их брать, я тогда понимал, что будут подводные течения. Так и получилось, сейчас тех, кто брал бюджетные деньги, заставляют отчитываться за каждую копейку — где и куда потратили», — делится Выдрин.
Когда ограничения стали понемногу снимать — пошли заказы, в основном, от компаний, работающих на доставке. Но чтобы покрыть расходы, полученных денег всё равно не хватало.
«В середине апреля меня выручили друзья, заняли крупную сумму. За счёт этого я выбрался: и налоги заплатил, и кредит, и за аренду, где, кстати, скидку мне не делали. Лето я очень хорошо отработал — пахал с девяти утра и пока силы не закончатся, а с первого сентября я переехал в новое помещение», — рассказал предприниматель.
«Нам опять подрезали крылышки»
Весь прошлый год Наталья Азаренко рассчитывалась с предыдущим владельцем своего нового бизнеса — музея занимательных наук «ЭйнштейниУм». В ноябре 2019-го погасила долг, в декабре и январе сработала с прибылью и вложила деньги в развитие дела — купила новые экспонаты, химические реагенты для научных шоу, усовершенствовала развлекательную программу.
«Нормально работать мы перестали в феврале, тогда школы начали отказываться от экскурсий, потому что много детей заболело ОРВИ. Этот месяц у нас всегда такой. В марте тоже не было школьных экскурсий, мы провели всего два закрытых праздника, и 16 марта мы перестали работать совсем», — рассказывает Наталья.
Остатки декабрьской прибыли пришлось вложить в аренду — владельцы торгового центра на уступки идти не хотели и скидок не делали. «Мы понимали, что погружаемся в долги, ничего не зарабатываем, а долг только нарастает. Чтобы расплатиться с арендой и съехать, мне пришлось взять кредит, причём, обычный, потребительский», — говорит предприниматель. Льготные кредиты от государства ей не одобрили, поскольку она многодетная мать и индивидуальный предприниматель. Найти подходящие помещения за приемлемые деньги было невозможно: везде требовали предоплату за несколько месяцев вперёд. Спас форт № 11 «Дёнхофф», предоставивший площадь на выгодных условиях.
«Знаете, есть такое слово «надо». У меня трое детей, мы не ничего не получаем как люди, которые потеряли работу. Мы ещё продолжаем испытывать трудности, потому что нам опять всем подрезали крылышки. Организованную экскурсию с группой я провести не могу, а это основная статья дохода в моей сфере», — возмущается Наталья.
«Устроилась на вторую работу»
Татьяна Попова переехала в Калининградскую область из Архангельска меньше года назад. Открыла маникюрный салон, начала набирать клиентов, а тут, как снег на голову — коронавирус.
«Бывший муж нам не помогает, поэтому у меня был шок: что вообще делать? Нас просто закрыли и всё. Ладно, если кто-то предупредил и были бы какие-то накопления, но их не было. Я привыкла, что каждый день у меня есть вот такая-то сумма, а тут просто ноль. Состояние неопределённости — это самое ужасное, что может быть».
Чтобы подстраховаться, женщина нашла вторую работу — по найму, администратором в компании по аренде недвижимости, где трудится и сейчас. Когда часть ограничений сняли, и салонам красоты разрешили открыться, Татьяна поняла, что трудности не закончились: «Нам выкатили такой список требований нереальный. Например, нужно было заключать договоры с лицензированными организациями по дезобработке помещения. А это дополнительные затраты. Полтора метра между клиентами, ну бог с ним, но клиенты должны были стоять на улице, ждать очереди. На самом деле проще было не открываться».
Героев этого материала объединяет одно: они говорят, что не рассматривали кризис как повод закрывать свой бизнес. Предприниматели — от слова «предпринимать», то есть, затевать, решаться, действовать. Они стараются искать решения, и это помогает держаться на плаву.
Ранее РБК Калининград писал, что в Калининградской области индекс активности малого и среднего бизнеса в апреле-июне 2020 года вырос на 1,2 процентных пункта и составил 46,7% против 41,8 российских. Доступность кредитов, по сравнению с 1 кварталом, выросла на 10%. В совместном исследовании Промсвязьбанка и ОПОРЫ России говорится, что бизнес региона скорее позитивно настроен на перспективу ближайших 3 месяцев: 33% опрошенных сказали, что ожидают роста выручки и 25% — что ждут ее сокращения.