В тени кандидатов. Как работают и сколько получают политтехнологи
В Калининградской области недостаточно юристов, которые специализируются на избирательном законодательстве и могут помочь кандидатам на выборах. Дефицит обусловливает высокую цену на их услуги. Об этом РБК Калининград рассказал политтехнолог и политолог Анатолий Ромашко.
Что касается еще одной скрытой профессии, которая напрямую связана с выборами — политтехнолога — за последние 20 лет суть ее изменилась. Профессия девальвируется, говорит эксперт. Если раньше эти люди были идеологами и главным в их работе была разработка концепции кампании, то сейчас фокус сместился на мобилизационный ресурс. Под таким ресурсом, как правило, понимается способность “решать вопросы” широкого спектра — в том числе, например, воздействовать на руководителей предприятий с целью обеспечить нужную явку на выборах и контроль за результатом. Или, к примеру, организовать карусель.
«В 2018 году на довыборах в Госдуму в Мамоново была карусель. Не исключаю, что и сейчас эти карусели были в ходу, потому что участники прошлой отделались штрафами, хотя это уголовно наказуемое преступление. И я уверен, что заплатили они штрафы не из своего кармана. Возникает вопрос: кто выдавал им бюллетени? Для этого должен быть “свой” член избирательной комиссии. Кто договаривался с тремя членами разных избирательных комиссий? Организаторов не нашли, серьезных уголовных наказаний не последовало. Это и есть административный ресурс, который позволяет очень серьезно “чудить” на выборах», — объясняет Анатолий Ромашко.
Для победы на выборах чаще всего используется целый арсенал ресурсов: административный, финансовый, технологический. Административный сегодня главнее финансового, считает политтехнолог. Технологический ресурс — это, собственно, технология победы, которую должны обеспечить нанятые профессионалы. Их команды готовят агитационные материалы, работают с агитаторами, влиятельными гражданами, разными слоями населения.
«Если ты работаешь на партию власти, значит гарантировано, что расследование тебя не найдет. Все ресурсы собраны в партии власти», — поясняет Ромашко.
Плата за работу таких технологов разнится в зависимости от серьезности и сложности их задач и уровня специалиста. Технологи-юристы должны правильно выдвинуть кандидатов, обеспечить контроль конкурентов, отбирать жалобы, которые они подают.
«Другое дело, что технологов и юристов качественных в регионе не так много. Именно в силу того, что это узкая очень специализация, юрист, который практикует выборное законодательство, тоже стоит достаточно больших денег. Избирательная кампания длится три-четыре месяца с подготовительным периодом. Большая избирательная кампания — это кампания, над которой работает несколько тысяч человек. Это огромный социальный завод. Сколько должен получать директор такого завода? Юристы дефицитные, их в области избирательного права в регионе можно пересчитать на пальцах одной руки. Бывают гонорары, исчисляемые в миллионах рублей. Технологи получали миллионные гонорары в 90-е и начале 2000-х, потому что кампании были конкурентные. Технологов перекупали друг у друга, их было не так много», — рассказал Ромашко.
По данным РБК, в 2017 году работа профессиональных технологов на выборах губернаторов оценивалась в среднем в 13,9 млн рублей за кампанию. Строка «расходы на информационные и консультационные услуги» указывалась в финансовых отчетах избирательных фондов глав Карелии (15,8 млн руб.), Удмуртии (12,6 млн руб.), Кировской (13,3 млн руб.), Ярославской (13,7 млн руб.) и Саратовской областей (286 тыс. руб.). Источник Ura.ru среди политтехнологов тогда утверждал, что услуги федерального эксперта на выборах могут стоить 8–10 млн руб. Собеседник РБК, участвовавший в одной из региональных кампаний, назвал даже большую сумму — 13–15 млн руб. «Порядок сумм в целом зависит от известности консультанта», — отметил он.
Ранее РБК Калининград вместе с Анатолием Ромашко подвел итоги трехдневных выборов в областную думу и городской совет областного центра.