Перейти к основному контенту
Калининград ,  
1 966 

Российский экономист о будущем регионов. Какие сферы пострадают сильнее

Наталья Зубаревич
Наталья Зубаревич (Фото: РБК Пермь, архив)

Экономический кризис, вызванный введением санкций из-за спецоперации России на Украине, сильнее всего ударит по всем регионам РФ, где есть автопром, машиностроение и смежные с ними отрасли. Такое мнение высказала, отвечая на вопросы в эфире «Новой газеты», российский экономист, профессор, специалист в области социально-экономического развития регионов МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич.

«Первое. Это все регионы автопрома, даже «Автоваз», за исключением «Лады-гранта», может быть. Все смежники, которые работают на эти сборочные производства локализации российской. Дальше. Живое машиностроение — энергетическое, транспортное, то есть, от вагонов поездов, которыми все эти «Сапсаны», все эти «Ласточки» — это ж все из комплектующих, которые поставляются в значимой мере из-за границы, а это значит Тверь, Верхняя Пышма. Намертво встает Верхняя Салда — это титановое производство, Урал, Сверловская область, Боинг отказался это покупать», — объясняет Зубаревич.

В Калининградской области кризис коснется, в первую очередь, части сборочного производства в холдинге «Автотор», а также нефтедобычи, что может сказаться на освоении месторождений, намеченном на ближайшие годы компанией «Лукойл — Калининграднефтепродукт».

«Нефтегазодобывающие регионы, наши кормильцы. Если нефть не очень покупают, то как?

Самый сейчас пока проблемный — это «Лукойл», потому что он много поставлял на Штаты (США — прим. РБК Калининград), а Штаты закрыли продажи. Роснефти полегче, она половину почти экспорта гонит в Китай и в Азию.

Но тем не менее, вы не сможете толком поставлять нефть на глобальный рынок. Это значит Ханты-Мансийск, все Предуралье, Поволжье, Ямал в части Ноябрьска и прочее прочее. По газу как-то устойчивее, но по сжиженному газу мы уже новое производство вряд ли сможем построить. Но это еще не все. Я просто назову регионы, где доля обрабатывающей промышленности больше 20% всех занятых: Ярославская, Владимирская, Свердловская, Челябинская — и таких регионов полтора десятка», — продолжает экономист.

Согласно данным правительства региона о структуре экономики, доля обрабатывающих производств в Калининградской области в разные годы как раз находится на уровне 19-20,7%, а торговля и ремонт автотранспортных средств дает в среднем еще 10%. Эти две сферы вместе обеспечивают треть валового внутреннего продукта региона.

«Сектор услуг. Это все-таки крупные города прежде всего. Торговля оптовая и розничная, авторемонты, гостиницы и общепит. Ну вы понимаете, что общепитом будут пользоваться...

Ну не только McDonalds ушел — кошелек усох, чтобы ходить куда-то общепитаться, дома будем больше готовить. У нас в трети регионов страны доля занятых вот в этих четырех отраслях сектора услуг — 20-27%. Это не значит, что все потеряют работу, но люди не будут столько покупать, усохнет рынок».

Наталья Зубаревич полагает, что рынок недвижимости сейчас слишком турбулентный, чтобы планировать инвестиции в эту сферу.

«Инвестировать в недвижимость, чтобы спасти деньги, я бы дико не рекомендовала — мы не понимаем, как будут идти цены. Еще, кстати, одна история.

Сейчас будут приниматься меры по поддержке стройки, потому что при таком уровне ипотечного кредита — 20-22% — спрос на жилье рухнет. Какие-то меры будут применяться, дождитесь немножко, оглядитесь, не спешите последние деньги вкладывать как инвестиционные в недвижимость.

Самое главное — честно — не делать резких телодвижений», — советует Наталья Зубаревич.

Ранее РБК Калининград писал, что «Автотор» встраивается в государственный проект. Росатом начал проектирование на территории Балтийской АЭС в Калининградской области одного из крупнейших в России производства литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей для электромобилей. Завод называют «революционным» с точки зрения перспективы перехода на новые принципы работы автотранспорта. 17 марта Министерство промышленности и торговли РФ, госкорпорация «Росатом», «Автотор Холдинг» и правительство Калининградской области подписали соглашение о взаимодействии в области развития экологического транспорта на территории региона.

Российский эксперт-регионалист, профессор МГУ Наталья Зубаревич в августе 2021 года принимала участие в научной конференции «Рубежи России» в Светлогорске. Тогда она констатировала, что с 2014 по 2019 годы в калининградской промышленности зафиксирован нулевой рост и сообщила, что в 2020 году промышленное производство в Калининградской области сократилось на 6,5%, то есть, в два раза сильнее, чем в целом по стране. Эксперт также указала на инвестиционную стагнацию с резким спадом на 8% в 2020 году — при среднем по стране показателе 1,4%. Тогда губернатор Антон Алиханов возразил ей, что эту статистику нужно очищать от крупных федеральных проектов.

Авторы
Теги
Лента новостей
Все новости Калининград
Отраженные россиянином пенальти выбили «Лацио» из Лиги ЕвропыСпорт, 01:12
Трамп счел неразумными действия Байдена и ЗеленскогоПолитика, 01:09
На границе Эстонии и России выросли очереди из желающих въехать на ПасхуПолитика, 00:34
В варшавском аэропорту после взрыва мусоровоза начали проверкиОбщество, 00:13
Суд в Киеве арестовал участки крупнейшего месторождения лития на УкраинеБизнес, 00:05
Какие спортивные фотографии номинировали на приз World Press PhotoСпорт, 00:02
Новые регионы России вошли в топ-10 по спросу на наличныеФинансы, 00:01
Доступный биохакинг: как прожить до 120 лет
Начните эффективно бороться с факторами старения на интенсиве РБК Pro
Подробнее
Какой еще рекорд может побить Овечкин в этом сезонеСпорт, 00:01
Казахстан возобновил выдачу ИИН в посольствах для ряда категорий россиянИнвестиции, 00:00
Кредитное бюро отметило активизацию выдачи ипотеки в марте 2025 годаНедвижимость, 00:00
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемыхПолитика, 17 апр, 23:47
Американец с ножом угнал пассажирский самолет в БелизеОбщество, 17 апр, 23:43
Епископа православной церкви Молдавии не выпустили в ИзраильОбщество, 17 апр, 23:23
В Елисейском дворце заявили о присоединении Европы к процессу по УкраинеПолитика, 17 апр, 23:10