Вице-премьер Рольбинов о туннеле в центре Калининграда: это идеи будущего

Калининградские власти не планируют заниматься переустройством транспортной схемы центра города — перекрестка Московского и Ленинского проспектов. Об этом накануне на пресс-конференции сообщил журналистам РМГ «Западная пресса» вице-губернатор, министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов.
Идеи этого переустройства — в частности, организации движения транспорта по центральной развязке через туннели — звучали не раз. Например, в апреле 2023 года предыдущий губернатор, а ныне глава минпромторга России Антон Алиханов допустил, что в Калининграде часть Московского проспекта со стороны Дома Советов могут убрать в тоннель.
В 2021 году архитектор Артур Сарниц предлагал на территории от Речного порта до Восточной эстакады на остров Октябрьский и Кнайпхоф (остров Канта) добавить как минимум восемь небольших разводных мостов и увести в туннели улицу Шевченко и Московский проспект в центральной части города.
Александр Рольбинов убежден, что для таких кардинальных мер пока не пришло время.
«Я помню, мы проводили международный конкурс по концепции развития центра города, как раз что касается Дома Советов, Форштадта и прочее. В числе участников были знаменитые архитекторы и градостроители из Кракова, Копенгагена, Берлина. Многие, в том числе, Артур Артурович Сарниц высказывались в то время за то, чтоб Московский проспект соедить с Форштадтом пешеходными зонами. Перед подготовкой к чемпионату мира [по футболу] у нас был проект — улицу Зарайскую соединить пешеходным мостом через Московский проспект. Много всяких разных было идей, они хорошие, интересные, имеют право на жизнь, но все зависит от затрат. Поэтому эти проекты, все что связано с перекрестком Московский — Ленинский, упаковать Московский в подземные тоннели — замечательная вещь, но наверное, еще не подошло время. Это скорее идеи будущего развития», — объяснил министр, отвечая на вопрос корреспондента РБК Калининград.
Рольбинов полагает, что сегодня в областном центре есть более приоритетные объекты, позволяющие привлечь дополнительные деньги в бюджет и помочь развитию бизнеса.
«Есть вещи, которые необходимо сделать, чтобы развязать эти «бутылочные горлышки» и мы над этим работаем. Это, например, введение интеллектуальной транспортной системы, которая не особо большими деньгами тоже может улучшить транспортную доступность. Например, мы сейчас реализуем такой проект в районе улицы Гагарина: там устанавливаются умные светофоры, камеры, которые считывают потоки, движение и потом регулируют эти светофоры. То есть, создание так называемой «зеленой волны», других вещей, которыми мы занимаемся, позволяет улучшить пропускные способности примерно на 30%. Это значит, машины меньше стоят на светофорах, меньше выбрасывают выхлопных газов и соответственно быстрее проезжают, меньше потерь в рабочее время, большая доступность», — подытожил Рольбинов.
Спустя год, после сноса Дома Советов, председатель регионального отделения Союза архитекторов России Игорь Ли предложил территорию, где демонтировался Дом Советов, и часть Московского проспекта накрыть небольшим эстакадным парком, чтобы можно было перейти на территорию бывшего Альтштадта и потом, через пешеходный мостик, выйти на остров Канта.
В декабре прошлого года власти Калининграда выбрали подрядчика для разработки проекта реконструкции Эстакадного моста в центре города. Его расширят с 27,08 до 37 метров, сделают там два тротуара шириной пять метров, две велодорожки по 1,5 метра, четыре автомобильные полосы шириной 3,5 — 3,75 метра и два трамвайных пути.