Калининградский бизнес отреагировал на снижение транзитных ж/д квот
Литовские власти почти на 7% сократили квоты на транзит товаров с территории «большой» России в Калининградскую область на 2023 год — с 3,1 до 2,89 млн тонн. Об этом сообщает «Интерфакс» в понедельник, 20 февраля.
РБК Калининград решил спросить у предпринимателей региона, как на них отразится это сокращение.
«Через Литву можно транспортировать только круглый лес. И то, чтобы вагоны не были в лизинге или под санкциями, что тоже затрудняет доставку. Если говорить о квотах, то те, которые сейчас доводятся, очень маленькие и недостаточные», — рассказал РБК Калининград директор ТОО «Лесобалт» Александр Орехов.
Он добавил, что, если говорить о пиломатериалах, то их наземным транспортом возить запрещено. Доставка идет морским путем, а это сразу ведет к двойному удорожанию стоимости транспортировки.
«Раньше мы жаловались, что литовцы с нас брали дорогие расценки, теперь этот показатель кажется сказкой по сравнению с паромной ценой», — объяснил Орехов, отметив, что пока о субсидиях паромных перевозок никто из регионального бизнеса не знает. Они доведены только до тех, кто перевозит цемент. Остальные о них пока только слышали.
По словам главы «Лесобалта», большими проблемами при морских перевозках кроме квот, являются дефицит мест на паромах и большие очереди, из-за чего увеличиваются сроки доставки.
Что касается уменьшения Литвой квот на ж/д перевозки в Калининград, то из разрешенных 2,89 млн тонн с материковой части России в регион можно будет доставить до 2,47 млн. Это 420 тысяч тонн древесины и изделий из нее, цемента, удобрений, предметов роскоши и других товаров, 710 тысяч тонн угля и угольной продукции, 50 тысяч тонн строительных материалов, химической и промышленной продукции и других товаров, 78 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов и 520 тысяч тонн железа и стали.
В обратном направлении разрешается провезти до 420 тысяч тонн: 0,4 млн тонн древесины и изделий из нее, цемента, удобрений, предметов роскоши и других товаров этой группы, 17 тысяч тонн строительных материалов, химических и промышленных и других товаров, 0,4 тысячи тонн нефти и нефтепродуктов, 0,2 тысячи тонн железа и стали.
При этом, по информации литовской стороны, в прошлом году по факту было перевезено около 1,8 млн тонн при квотах в 3,1 млн.
Напомним, из-за ограничений Литвы, транзит подсанкционных грузов в регион возможен только в рамках установленных лимитов. При перевозке таких грузов ЕС учитывает, соответствует ли объем перевозки среднему арифметическому объему перевезенных ж/д транспортом товаров за последние три года. При расчете не учитываются те грузы, которые перевозились автомобильным транспортом до введения санкций.
Как писал РБК Калининград, литовские власти согласовали на 2023 год квоту на перевозку цемента в область на уровне примерно в 239 тысяч тонн.
С начала 2023 года ОАО «РЖД» и Литва проиндексировали железнодорожные тарифы на перевозки грузов. Увеличение составило порядка 20%. Также для цементников выросли цены на сопутствующие товары, в частности, уголь и газ. Все это неизбежно скажется на себестоимости цемента и зеркально повысит издержки производителей и покупателей «серого золота».