Китайское под видом российского. Почему не работают квоты на коляски
С 2021 года в России действует механизм квотирования на 107 позиций товаров отечественного производства, в числе которых есть продукция реабилитационной индустрии. Но, по словам учредителя и руководителя гурьевского завода Observer Романа Аранина, аукционы по-прежнему выигрывают поставщики недорогих китайских колясок для инвалидов.
— Сколько торгов вы проиграли?
— Сейчас Дагестану 50 колясок проиграли, Новосибирску две, Вологде десять. Там поставщики подают по документам, что будут поставлять коляски российского производства, а в итоге будут поставлять китайские коляски. Это новая тактика, она заработала две недели как.
Я оптимист и уверен, что мы еще отыграем и Дагестан, и Вологду, потому что во время приемки у инвалидов поймаем их за руку, что это китайская коляска.
3 декабря 2020 года, во время онлайн-встречи Владимира Путина с представителями общественных организаций инвалидов калининградский предприниматель Роман Аранин сообщил о трудностях, с которыми сталкивается его предприятие по производству электроколясок. За 2020 год, по его словам, государство не купило на гурьевском заводе ни одной коляски: на торгах стабильно побеждают китайские поставщики. Руководитель «Обсервера» предложил сделать для российских производителей квотирование 50%. После чего Правительство РФ выпустило соответствующее постановление о минимальной доле закупок товаров российского происхождения.
— Каким образом поймаете, вы же не контролирующий орган?
— Мы разговаривали с заместителем директора Фонда социального страхования РФ, я ему обрисовал эту ситуацию в письме. Он мне обещал, что они с приемки пришлют фотографии колясок. Они проверят, и, если там на самом деле будут китайские коляски под российские документы, то принимать мы у них не будем.
Параллельно я, как активист инвалидного движения, связываюсь с инвалидами в Дагестане и Вологде, которые ждут эти коляски. И на финальном этапе, когда они будут получать их, еще раз проверить. Чтобы не получилось так, что на приемку в ФСС они привезли пять российских колясок, а потом китайские привезли инвалидам.
— Как вы смогли выявить, что под видом российских товаров планируют поставлять китайские?
— Это я пока просто рассуждаю. Я же знаю, что в России реально сейчас кроме нас электроколяски больше никто не делает. А родить производство по документам за 2-3 месяца теоретически можно. Но родить производство реальное за полгода-год — маловероятно. И что они быстро перестроились и могли поставить 70 колясок — это невозможно. Я понимаю это как человек, погруженный в производство. Люди будут поставлять дешевую продукцию под видом, что это российское.
— Выходит, механизм полноценно еще не действует?
— Квотирование будет работать ближе к концу года, когда Фонд социального страхования схватится за голову и начнет контролировать, что они купили российского, а что не российского.
— Почему ближе к концу года? Что сейчас мешает ФСС это контролировать?
— Пока они, возможно, не до конца понимают серьезность ситуации. Я общался с Дмитрием Колобовым в минпромторге (директор департамента промышленности социально-значимых товаров — прим. РБК Калининград), они сейчас создают отдел, который будет мониторить госзакупки и к концу года выводить, кто из ФСС и сколько купил российских колясок. Соответственно, дальше принимать штрафные санкции к Фонду и к руководителю регионального Фонда.
Ранее РБК Калининград сообщал, что общий бюджет проекта производства электроколясок — 110 млн рублей. Из них 60 млн выделил Фонд развития промышленности Калининградской области в виде льготного кредита на 7 лет под 1% в год, еще 10 миллионов — беспроцентный займ фонда «Наше будущее» Вагита Алекперова, остальные 40 млн — собственные средства инвестора и кредиты коммерческих банков. Как производитель средств реабилитации компания участвует в программе субсидирования из федерального бюджета. Подробнее.