На калининградском направлении перевозить грузы морем будет 41 компания

Осуществлять паромные перевозки грузов по направлению Санкт-Петербург — Калининград будет 41 компания. Об этом в ходе пресс-конференции журналистам РМГ «Западная пресса» сообщил заместитель председателя правительства — министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов.
«У нас сегодня с утра есть хорошая новость. Она связана с тем, что долгожданная процедура отбора перевозчиков на получение федеральных субсидий на морские перевозки завершена. На сегодняшний день в рамках Росморречфлота определен круг получателей, которые прошли конкурсный отбор. <> Определена 41 компания-перевозчик, которые будут осуществлять грузовые морские перевозки по направлению Санкт-Петербург - Калининград”, - начал Рольбинов.
Вице-премьер отметил, что количество таких компаний растет год от года. Если в 2023 году их было 5 или 6, то годом позже уже 12, а в этом году — 41. Министр допустил, что новые получатели субсидий могут быть аффилированы кем-то для получения денег.
В 2024 году морские перевозки в самый западный регион России просубсидировали на 4,6 млрд руб. несколькими траншами 16 компаниям. В этот раз конкурс проводился на распределение 4 млрд руб. субсидий. При этом калининградские предприниматели не раз отмечали, что морские субсидии не доходят до предприятий, предлагали пересмотреть механизм распределения средств господдержки так, чтобы вместо перевозчика деньги направляли грузовладельцу или грузоотправителю.
Министр признался: бизнес перехватил идею министерства инфраструктуры, которая им не раз озвучивалась, и аппетиты перевозчиков растут.
«Вопрос, который было тяжело проходить в 2023-2024 году, и который мы обсуждали с федеральным минфином — когда необходимо было закладывать ту или иную рентабельность для морских перевозчиков. И был показатель, который мы заложили, то есть формулировка по среднеотраслевой рентабельности по стране. Этот показатель по результатам 2024 года у них [ морских перевозчиков] очень сильно возрос, просто непомерно. Мы, непосредственно правительство Калининградской области, инициировали совещание с минтрансом и Росморречфлотом с тем, чтобы административно снизить уровень той рентабельности, который они получили. <> Мы считаем, что в таких тяжелых условиях неэтично наживаться на проблемах калининградского бизнеса”, - говорит Рольбинов.
Результатом переговоров стало то, что на текущий год показатель рентабельности снизили как минимум на 12%. И все равно на получение субсидий заявилась 51 компания на сумму 83 млрд руб.
«Понятно, что эта сумма взята с потолка, она завышена ими на порядок. Мы делали расчеты, даже в самых страшных сценариях — если совсем закроют железную дорогу, автомобильный транспорт, останутся только морские перевозки [столько не выходило]. Вопрос, что с этим надо что-то делать, как-то адаптировать механизм к текущим ситуациям, перед нами стоит постоянно», — заверяет министр.
Одним из таких механизмов адаптации как раз была идея, которую позже предложил бизнес: направить деньги грузоотправителям, сделать так, чтобы перевозчики сами шли к компаниям и были заинтересованы в грузовладельце, как в субъекте, который может им принести дополнительные деньги. Чтобы перевозчики конкурировали между собой по качеству перевозки, ее стоимости и всему остальному. Предложение есть, но как его реализовать в жизни, до конца администрировать, пока непонятно. Мы планируем продолжить работу над совершенствованием механизма субсидирования, его улучшению и доступностью для нашего бизнеса, подытожил Александр Рольбинов.
Как писал РБК Калининград, предприниматели региона считают, что субсидироваться должны все морские перевозки по калининградскому направлению, а не только те, которые попадают под санкции.