Калининградский «Балткран» из-за срыва сроков доставки потерял ₽100 млн

Ввести четкие нормативные сроки перевалки грузов из Санкт-Петербурга морским путем предлагает калининградское ОАО «Балткран». Недавно из-за непредсказуемых сроков доставки своей металлопродукции предприятие оказалось на грани закрытия. Об этом стало известно в ходе заседания комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты, обращает внимание портал Руград.
«Мы столкнулись с ситуацией, когда фирма «Калининградское морское пароходство» взяла у нас 80 тонн металла и почти два месяца продержала его в Санкт-Петербурге в рыбном порту. При этом мы же должны были сначала доставить груз, чтобы подстроиться под судовую партию и переправить его в Калининград, потом на завод и так далее», — рассказал председатель правления «Балткрана» Олег Ермолаев.
Он допустил, что перевозчик намеренно не приступал к доставке и занимался перевалкой других грузов.
«Было такое впечатление, что они уже поняли, что груз лежит у них, он их, и «Балткран» им заплатит за эту доставку. А сделают они ее, когда им удобно. И мы поняли, что они в это время возили другой груз», — пояснил Ермолаев.
Он добавил, что когда предприятие решило отправить металл в другой порт, доставщик заявил, что груз завален, его надо сначала «раскопать», а за это нужно заплатить. При этом сроки такой «раскопки» также не обозначались. В итоге «Балткран» вынужден был остановить работу некоторых участков, убытки составили около 100 млн рублей, с их возмещением теперь будет разбираться суд.
Задержка грузов ставит под сомнение участие производителя в тендерах, поскольку в документации указываются конкретные сроки исполнения контракта. Чтобы в будущем избежать таких ситуаций, Ермолаев предлагает ввести нормативные сроки перевалки грузов из Санкт-Петербурга морским путем, например 15-30 дней. Он убежден: нужно управлять грузопотоками.
«Например, если предприятие официально обращается в региональное министерство развития инфраструктуры, чтобы они могли провести проверку и разобраться, что происходит у калининградского морского пароходства и можно ли передать груз другому оператору. Нужна независимая экспертиза и проверка, предприятия могут сколько угодно морочить голову», — предлагает председатель правления»Балткрана».
Бизнес без субсидий
Выступая на заседании комитета КТПП, он также он поднял вопрос распределения субсидий, которые не доходят до предприятий.
«Предприятие рассчитывало на то, чтобы получать хотя бы часть компенсаций своих дополнительных расходов. Раньше комплектующие брали в Германии, Италии, Польше и отправляли в российские города — Читу, Дальний восток. Теперь мы везем из Китая, попали на транспортировку сюда, и транспортировку отсюда. Единственное, что удалось за эти три года — получить небольшую субсидию в прошлом году на доставки грузов, которые были с февраля по апрель. После этого деньги кончились и их нет до сих пор. А потом они появятся и опять исчезнуть. А как конкурировать, когда твои конкуренты находятся на Урале, в Сибири, в Москве? У них этих морских перевозок не было, нет и не будет. <...> Поэтому надо как-то до предприятий [деньги] доводить, потому что они не доходят. Надо или другой механизм перераспределения сделать или какую другую поддержку оказывать. Если конечно заинтересованы, чтобы предприятие с 80-летней историей продолжало работать и хорошо позиционировалось на рынке. Поэтому, если эти проблемы решить, то «Балткран» проработает еще 80 лет, а если их не решить — точно закроется», — заявил Ермолаев.
Беспокойство главы «Балткрана» по поводу логистики разделяют и другие региональные металлотрейдеры. Генеральный директор АО «Инвестиционный металлургический союз» Олег Чернов согласен с коллегой в том, что правительству Калининградской области нужно взять под контроль координацию доставки и логистики как значимых инфраструктурных тем.
«Логистика — это не только наши операторы, которые возят от порта в порт… До порта еще надо довезти, а там есть определенные моменты и сложности. Есть порты, которые находятся в Санкт-Петербурге — там тоже есть определенные вопросы. Есть этап наших операторов, достаточно много вопросов к нашему порту в Балтийске, в частности по разгрузке-перегрузке грузов и как эти грузы развозить потом потребителям. У нас есть пять элементов, которые надо как-то сложить», — объяснил бизнесмен.
Всему виной шторма
Заместитель гендиректора «Калининградского морского пароходства» Антон Тимохин признал, что задержка груза «Балткрана» действительно была. И причина ее — в том числе, в неблагоприятных погодных условиях.
«Такая ситуация рано или поздно бывает у всех перевозчиков. Не всегда она зависит от нашего желания. Конкретно в этой ситуации больше была вина погоды: снегопад, ураган, были сдвижки, большие, которые пошли не только из-за того, что наше судно не могло выйти. У всего терминала пошел сбой. И действительно данный груз нельзя было вынуть: на какое-то время было закрыто судоходство, а накопление грузов, которые подвозились по ж/д и автотранспортом, продолжалось. Терминал не мог его вернуть и нас погрузить не мог. У них пошли большие сбои в их погрузке других пароходов. Возникла такая ситуация, что мы вам на месяц примерно задержали. Поверьте, нам ваши 80 тонн гораздо дороже вышли нам на хранении, чем сама перевозка. Это было не в наших интересах, мы бы лучше их вам сразу вернули. Но так вышло. Такое, поверьте, бывает у всех морских перевозчиков», — оправдывался он.
Тимохин утверждает: в этом году все проще. Уже нет предновогоднего ажиотажа, когда было большое скопление грузов. Вдобавок, компания вывела на линию дополнительный пароход. Сейчас доставка грузов дольше 15 дней не происходит.
Что предлагают в КТПП
Президент КТПП Феликс Лапин убежден, что управление грузопотоками необходимо.
«Иначе будет пустопорожний пробег, поездки в одну сторону», — уверен он.
Согласен глава КТПП и с тем, что сроки доставки следует ограничить.
А вот в том, что областные власти могут увеличить свое влияние в части логистики, Лапин усомнился.
«Вряд ли мы сможем сделать, чтобы правительство [региона] выполняло функции отдела логистики вашей или других компаний. А тем более, чтобы государственный чиновник вмешивался во взаимодействие двух хозяйствующих субъектов. Это сегодня категорически запрещено», — объяснил он.
Инициативу Олега Ермолаева из «Балткрана» в части пересмотра механизма распределения средств господдержки в Калининградской торгово-промышленной палаты поддержали. Теперь вместо перевозчика деньги предлагают направлять грузовладельцу или грузоотправителю.
Кстати, Лапин считает, что субсидироваться должны все морские перевозки по калининградскому направлению, а не выборочные. Обсуждение проблем грузоперевозок все стороны намерены продолжить на апрельском заседании.
Напомним, ранее мы писали, что этот вопрос возник в ноябре прошлого года.
«Вопрос плотно обсуждался на заседании Совета с региональным министерством транспорта и белорусскими коллегами. Будем стараться через наш [региональный] минэк выйти на министерство экономики Российской Федерации, чтобы все-таки товары, которые идут на экспорт и не могут пройти через Литву, тоже заложили в субсидии на перевозку паромами. Будем заниматься решением проблемы в ближайшее время», — комментировал тогда РБК Калининград Сергей Лютаревич.
Сейчас под фиксированную льготную тарифную ставку подпадают только грузы, включенные в санкционные пакеты.
Как писал РБК Калининград, в прошлом году металлообработчики Калининградской области заявили, что адаптировались к новой логистике и перестроили оперативные схемы доставки товара.