Калининград войдет в российский пилотный проект по электромобилям
Калининградская область вошла в число шести пилотных регионов для реализации в России новой программы поддержки электромобилей. В Министерстве экономического развития РФ сформулировали первые параметры концепции развития электротранспорта общей стоимостью более 400 млрд руб, в которой предусматривается рост доли электромобилей к 2030 году до 15% рынка. Об этом пишет «Коммерсант».
При этом эксперты в материале издания признают, что сегодня рынок электромобилей в стране почти отсутствует — в 2020 году объем продаж находился на уровне 0,1% от общих продаж автомобилей. В планах разработчиков концепции, для электромобилей к 2024 году потребуется более 20 тысяч зарядных станций, а к 2030 году их число должно увеличиться до 150 тысяч.
На первом этапе речь идет о затратах в объеме 37,7 млрд рублей. По расчетам Минэкономразвития, 40% этой суммы должно быть выделено из федерального бюджета и еще 10% будет обеспечено за счет средств регионов. Инфраструктуру будут создавать из расчета минимум одна станция на десять электромобилей (в населенных пунктах) или на 100 км (для федеральных автодорог).
Калининград назван пилотным городом наряду с Москвой, Петербургом, Севастополем, Сочи (как города-курорты с потенциалом развития «электрокаршеринга») и Казанью (в рамках развития трассы М12). В них будут разработаны программы развития инфраструктуры и введен «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг», пишет «Коммерсант». Аргументом в пользу Калининграда стала «высокая концентрация производства транспортных средств и компонентной базы».
О том, что автомобильный холдинг «Автотор» в 2021 году начинает работу по подготовке к производству электромобилей, еще в ноябре 2020 года заявил основатель компании Владимир Щербаков.
«Мы создали здесь (в Калининграде — прим. РБК Калининград) инженерно-технический центр, в нем примерно сегодня около 100 человек. И сейчас вместе с БФУ начинаем расширять технологическую часть. Я думаю, что примерно в районе января-февраля месяца (2021 года — прим. РБК Калининград) мы создадим второй центр — конструкторско-технологический — для подготовки производства и постановки на производство электрического автомобиля. Мы договариваемся с правительством о поддержке. Ничего особенного нам не обещают, но мы просим хотя бы не ухудшать действующие условия работы, чтобы мы могли инвестировать в совершенно новое производство», — рассказал тогда Щербаков.
Спустя несколько месяцев, в марте 2021 года председатель совета директоров «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов на пресс-конференции подтвердил, что в Калининградской области на базе завода «Автотор» создан инжиниринговый центр, сотрудники которого займутся разработкой и сопровождением новых видов автомобилей, в первую очередь, с электродвигателями. Как пояснил Горбунов, опытную партию электромобилей «Автотор» планирует выпустить к 2023 году. Разработки ведутся, в том числе, с учетом опыта действующих партнеров «Автотора», отмечают в руководстве компании.
«Эти технологии перед нами встают. И мы не можем оставаться в хвосте этого процесса. Ранее Владимир Иванович (Щербаков, основатель компании «Автотор» — прим. РБК Калининград) уже говорил о третьей промышленной революции. Мы в Автоторе считаем, что теория, озвученная отцом основателем нашим, на практике должна быть поддержана», — сказал Валерий Горбунов.
По данным экспертов «Авито Авто», в Калининградской области в 2020 году уровень продаж электромобилей на вторичном рынке вырос сразу на 215%. Средняя цена электромобилей в регионе в прошлом году составила 900 тысяч рублей. Первую строчку в рейтинге самых популярных марок с пробегом занимает Nissan Leaf. Средняя цена — 620 тысяч рублей. На втором месте — Tesla Model X со средней ценой 8,75 миллиона рублей.